Природа и структура волевого действия

Одной из главных особенностей человеческого сознания является активность в выборе целей и средств их достижения. В этом выражается свобода воли человека. Человек свободен в своих мыслях и действиях не потому, что они причинно не  обусловлены, а потому, что объективные условия не вынуждают его поступать однозначно. Он всегда имеет возможность решить, выбрать, как именно ему следует поступить. Решения, выборы и действия людей оказываются различными в разных ситуациях по их целесообразности, разумности, последствиям для самого человека и для других людей, по степени ответственности, которую они за них несут. Принимаемые решения зависят от совокупности внешних обстоятельств и от зрелости самого человека, его способности к самоопределению и самодетерминации своих действий. Целенаправленное формирование такой способности осуществляется в процессе воспитания личности. Соответственно воспитателю необходимы знания о природе воли, особенностях и механизмах волевых действий, об условиях их развития. Эти вопросы составляют содержание психологического изучения проблемы воли.

Достижение человеком сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей, есть основное содержание активности субъекта в форме деятельности. Осуществление
каждого конкретного вида деятельности и, прежде всего, трудовой, направленной на преобразование окружающего мира, требует от человека выполнения сложной системы преднамеренных, произвольных действий. Произвольными называются действия, которые выполняются на основе осознанных целей и представления путей их достижения.

Достаточно часто человек не может осуществить свое намерение легко и быстро. Напротив, ему приходится преодолевать различного рода препятствия и прилагать множество усилий для того,
чтобы поставленная цель была достигнута. Например, чтобы получить профессию учителя, молодому человеку нужно поступить в педагогический вуз, полностью выполнить все учебные программы,
прочитать и усвоить большое количество специальных источников, сдать необходимое число зачетов и экзаменов. Конечная цель — стать учителем — может быть привлекательной, но для ее достижения потребуется выполнять действия, многие из которых выступают для человека как трудные, нежелательные или неприятные. В то же время у него возникают актуальные потребности и мотивы, желания и стремления, непосредственно не связанные с этой целью, но в данный момент являющиеся для него наиболее привлекательными — чтение, спорт, отдых и многое другое, от чего быстро и легко можно испытать чувство удовольствия. Чтобы эффективно выполнять учебную деятельность, студенту придется убеждать или заставлять себя совершать менее привлекательные и более трудные действия, отказываясь от более легких и приятных, что может вызывать усталость, утомление, раздражение. Данные чувства также требуют преодоления, иначе они будут ухудшать результаты деятельности. Понадобится делать выбор между тем, что хочется, и тем, что необходимо, разрешать внутриличностный конфликт. Обучение в высшей школе часто сопряжено с преодолением различ­ных внешних препятствий, например переездом в другой город, устройством жилья, поиском нужной литературы, соблюдением режима. Действия, которые осуществляются на основе сознательных целей, но при этом совершаются в условиях конфликта, в условиях преодоления внутренних или внешних препятствий, называются волевыми, действиями. Психологически такие действия характеризуются формированием у человека способности к самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и различных психических процессов.

Цели, которые люди ставят перед собой, различаются по дальности (близкие и далекие), трудности достижения, субъективной значимости, степени новизны. Чем более далекой является цель, тем
большее число промежуточных действий приходится выполнять в ходе ее достижения. Трудность достижения цели зависит от количества и сложности препятствий. Субъективная значимость отражает место цели в системе жизненных ценностей человека и определяет глубину внутреннего конфликта при отказе от непосредственных желаний. Новую цель человеку не удастся достичь с помощью привычных действий, что требует от него больших усилий и напряжения.

По совокупности этих факторов волевые действия разделяются на простые и сложные. Простые волевые действия для человека привычны, а препятствия легко преодолимы. «Так не хочется сегодня делать зарядку, обливаться холодной водой, но… я ведь решил закаляться и я буду все это делать», — рассуждает человек. В сложных волевых действиях преодоление внутренних конфликтов и внешних препятствий требует больших усилий. Подготовиться к трудному экзамену, завершить образование, добиться успехов в спорте, преодолеть негативные черты характера или, напротив, сформировать в себе желаемое качество — это примеры сложных волевых действий, которые служат основой трудовой, учебной и других ви­дов деятельности. Человеку приходится осуществлять и такие сложные волевые действия, которые могут определить или изменить течение его жизни, судьбу, например выбор или смена профессии, вступление в политическую партию. Профессиональный и личностный рост человека невозможен без осуществления сложных волевых действий. Но следует учитывать, что высокая субъективная значимость цели, острота противоречивых тенденций во внутреннем конфликте, трудности преодоления внешних препятствий могут превысить возможности человека, оказаться непосильными. Если юноша выбирает себе будущую профессию без учета своих реальных способностей или спортсмен ставит перед собой нереальную цель, не рассчитав свои возможности, каждый из них может потерпеть неудачу, не сумев выполнить задуманное, не достигнув поставленной цели и испытывая при этом всю горечь разочарования.

Волевые действия имеют сложную психологическую структуру. В их строении выделяют несколько этапов: возникновение побуждения и предварительная постановка цели, обсуждение и борьба мотивов, принятие решения и окончательный выбор цели, исполнение и достижение результата. Особенность волевых действий заключается в том, что цель в них, как правило, подчинена не одному, а двум-трем либо еще большему числу мотивов, различных по содержанию , силе и значимости для субъекта. Мотивы могут быть одной направленности или разнонаправленными. Например, студенту необходимо готовиться к экзамену. Его интересует предмет, он намерен получить отличную оценку и хочет, чтобы преподаватель его особо выделил. В этом случае три разных мотива — познавательный, получить высокую оценку и престижный — имеют общую направленность, так что борьбы между ними не возникает. Под их влиянием формируется цель — обстоятельно подготовиться к экзамену. Внутренние конфликты здесь связаны с необходимостью выполнения трудного действия, с преодолением усталости и утомления. Потребуется также много усилий для осмысления, усвоения
и запоминания сложного учебного материала, для рациональной организации деятельности. Дело будет обстоять по-другому, если исходные мотивы имеют разную направленность. Так, при большом
интересе к предмету и изучаемому материалу студент равнодушен к тому, какую он получит оценку. В такой ситуации он может сосредоточить свое внимание на узком круге вопросов, увлечься частностями. В результате он не успеет повторить весь материал и не получит высокую оценку. Или напротив, желание получить отличную оценку есть, но нет интереса к данному предмету. Изучать его
скучно и утомительно. Возможны и другие варианты. Скажем, возникает сильный мотив вообще вне учебной деятельности, например посмотреть интересный видеофильм. Человек начинает взвешивать
все «за» и «против», рассматривает преимущества и негативные стороны того или иного выбора, анализирует свои мотивы («что для меня важнее?») и возможности («смогу ли я успешно сделать и то
и другое?»). Он отдает предпочтение то одному действию (готовиться к экзамену), то другому (посмотреть фильм), сомневается, меняет решение. Этот этап в структуре волевого действия получил
название обсуждение и борьба мотивов. Чем сложнее ситуация, чем более значимыми становятся для человека мотивы, тем труднее сделать ему выбор. Если мотив оценки для студента доминирует над другими или у него сформирован устойчивый познавательный интерес к предмету, борьба, скорее всего, завершится отказом от просмотра фильма. Если доминирующими являются другие мотивы или человеку присущи лень, отсутствие желания работать, что-то делать, он выберет более привлекательное действие, ради которого не придется особо напрягаться.

Принятие волевого решения в значительной степени опирается на убеждения субъекта, на понимание им социальной значимости своего выбора. В то же время этот процесс довольно сложный, неоднозначный и противоречивый. Ученые, изучавшие природу волевого действия, описали психологические механизмы, влияющие на выбор субъектом цели в ситуации борьбы мотивов.

Л.С. Выготский видел сущность данного процесса в овладении человеком своими действиям и и психическими процессами, в том числе и мотивацией.

А.Н. Леонтьев придавал решающее значение социальной мотивации, формированию и преобразованию смысловых образований в сознании человека. Он приводит очень показательный в этом отношении пример. Человек решил совершить пры­жок с парашютом, но в последний момент отказался от подобного намерения. Однако на другой день пришел снова, объяснив это тем, что ему было стыдно признаться товарищам по работе в своей слабости: он сказал им, что прыгнул, и теперь считал себя обязанным сделать это.

Л. И . Божович подчеркивала особую роль осмысления действия, анализа своих побуждений, прогнозирования последствий.

В.А. Иванников заострил внимание на том, что смыслообразование и интеллектуальная работа развиваются как единый процесс. Через осознанное изменение смысла собственных действий происходит сознательное влияние на силу побуждения. Так достигается возможность совершить действие без актуально переживаемого мотива.

Л. Фестингер исследовал ситуации, когда человек, зная отрицательные последствия конкретного действия, все ж е выбирал его. Такой механизм выбора он назвал когнитивным диссонансом. Например, человек понимает, что курить вредно, но все равно курит.

И. Селиванов связывал выбор цели с мотивом долженствования («я должен!»), который формируется у субъекта как особое личностное качество.

Этап обсуждения и борьбы мотивов в структуре волевого действия завершается (хотя возможны и возвращения к нему) окончательным принятием цели и переходом к исполнению принятого решения. На этом этапе волевой акт требует от человека волевых усилий, которые переживаются им как борьба с внешними препятствиями и трудностями. Чтобы волевые усилия оказывали позитивное влияние на эффективность деятельности, она должна быть правильно организована с учетом адекватной оценки сил и возможностей субъекта, строиться в соответствии с планом или графиком работы. В противном случае человек будет уставать и не всегда сможет добиться ожидаемых результатов.

Воля может проявляться не только в совершении какого-либо действия, но и в его задержке или отказе от него. Этим определяются тормозные функции волевой активности: сдерживание непосредственных и иногда очень сильных конкурирующих желаний на этапе борьбы мотивов; намеренная задержка волевого действия с тем, чтобы детально обдумать различные варианты, возможные осложнения, взвесить все обстоятельства; управление своим поведением, эмоциями; принятие не импульсивных, а сознательных решений.

В качестве особого вида волевых процессов выделяются поступки человека. Поступок — это личностно осмысленное поведение, оцениваемое другими людьми как акт нравственного самоопределения. Поступок может быть совершен в виде действия или, напро­тив, бездействия субъекта, в виде занятой позиции или отношения к ему-либо. Поступки всегда осуществляются в контексте социального взаимодействия. В поступке, как и в волевом действии, представлено сознательно выработанное намерение и прогнозирование ожидаемого результата. Их особенности заключаются в том, что цель и последствия поступков важны не только для самого человека, но и для других людей, а иногда и для общества в целом. Наиболее значительные для общества поступки называют подвигами. Имена людей, совершивших подвиги, входят в историю, становятся эталонами нравственности и гуманизма, на их примерах воспитывают молодое поколение.

Воля представляет собой высшую ступень активности личности, выступает как необходимое условие учения, труда и других сложных видов деятельности. В воле проявляется одна из самых существенных способностей человека — овладение собственным поведением, выбор своего пути.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)