Принципы организационного развития

Понятия статика и динамика, которые сегодня используются для характеристики социальных организаций, заимствованы из механики.

Статистическое и динамическое состояния организации определяются этапами жизненного цикла организации, которое можно определить в две группы — статическую и динамическую.

Статика — уравновешенное состояние организации, в котором она находится независимо от негативных или позитивных изменений, происходящих во внешней среде. При этом все параметры организации, отражающие ее деятельность, остаются неизменными в течение длительного времени. Статическая организация удовлетворяется достигнутым и стремится к спокойной жизни без проблем. А если нет изменений, то нет и развития. такая организация в современное и сложное время не сможет долго держаться «на плаву».

Динамика — развитие организации и ее поступательные движения вперед к новым целям под влиянием воздействий. Для динамически развивающейся opганизации характерно стремление постоянно наращивать темпы cвoeгo развития, осваивать новые технологии, увеличивать выпуск продукции, pacширять круг решаемых задач, осваивать новые рынки для увеличения прибыли, стремясь к состоянию устойчивого paвновесия.

Динамическое состояние включает этапы рождения, роста, зрелости, старения и возрождения. они характеризуются решением внутренних и внешних проблем во взаимосвязи. Статическое состояние характеризуется нечувствительностью. К нему относится этап ликвидации (утилизации), когда организации занимаются решением внутренних проблем, причем внутренние и внешние отношения рассматриваются в отдельности (рис. 1).

Рис. 1. Состояние организации

Войти в статическое состояние можно из любого этапа жизненного цикла двумя путями (рис.2).

Рис. 2. Пути входа в статическое состояние

Понятие «принцип» означает общие правила (положения) формирования и самоформирования систем, обеспечивающие их упорядоченность и целостность функционирования. Через принципы организации применяются и организационные законы. На самом деле законы и принципы отражают один и тот же аспект окружающей действительности, но делают это в разной форме. Законы — в виде образа, а принцип — в виде требования.

Принципы организации являются отражением объективных закономерностей практики управления. они определяют требования к конкретной системе, структуре и организации. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются
взаимоотношения между eгo уровнями, между организацией и государством, применяются те или иные методы управления.

Перед руководителем стоит задача не просто знакомства с принципами организации, но задача практического применения существующих принципов. Сами по себе управленческие принципы опираются на диалектический закон развития, который обобщает полученный ранее опыт.
Если рассматривать роль принципов именно для социальных систем, то можно понять, что они направлены на формирование определенных требований к организации управления, а также на выявление закономерностей формирования управляемой системы, то есть ее структуру, методы организации труда и мотивации поведения, присущие членам определенного коллектива.

Принципы организации классифицируются следующим образом.

1. По степени обоснованности:

  • научные: сформулированы на основе познания законов и содержат в себе конкретные требования к объекту;
  • обыденные: сформулированы человеком на основе собственного восприятия действительности, традиций или интуиции.

2. По степени универсальности:

  • общие;
  • универсальные;

3. По масштабу действий:

  • в элементах организации (например, принцип индивидуальной работы);
  • между элементами организации (например, связь между объектом и субъектом управления);
  • между организациями (например, интеграция или отраслевая связь);

4. По способу реализации:

  • без участия человека;
  • только при участии человека (индивидуальная или коллективная деятельность);
  • при взаимодействии человека и природы.

Все принципы взаимосвязаны между собой, этим и обусловлено их комплексное применение для достижения наибольшей эффективности.

Общие принципы организации

  1. Принцип обратной связи. Между двумя подсистемами организации (управляющая часть и управляемая часть)существует коммуникационная связь, которая выступает каналом передачи информации от одной части к другой. Циркуляция управленческой информации между двумя подсистемами позволяет устанавливать соотношение между информацией на входе и на выходе управляемой системы, таким обрезом обеспечивается обратная связь. На основе данной обратной связи осуществляется регулирование управляемых объектов и постоянный контроль за деятельностью структурных подразделений. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы поступает в управляющую систему, которая на основе полученных данных начинает корректировать работу управленческого процесса. Корректировке подвергаются цели, задачи, технологии, структура и культура.
  2. Принцип развития. Данный принцип основан на жизненном цикле любой материальной системы. Развитие — необратимое, направленное и закономерное изменение системы, материи или сознания. Существуют две формы развития: а) эволюционная — постепенное качественное и количественное изменение; б) революционная — скачкообразный переход системы из одного состояния в другое. Развитие может быть как прогрессивным, так и регрессивным. Прогрессивное развитие — переход от низшего качества к высшему, соответственно регрессивное развитие — обратный процесс.
  3. Принцип соревновательности и конкуренции. Принцип конкуренции позволяет развить в организации состятательные начала. При этом развиваются сильные стороны организации, а факторы внешней среды рассматриваются не как угрозы, а как возможности. Здоровая конкуренция выявляет наиболее результативные пути развития. Это выражается в сравнении, отборе и выборе конкретных методов управления. При всем этом конкуренция может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на работу организации; может быть тем импульсом, который подтолкнет организацию к совершенствованию, качественному изменению, а может привести к разорению, банкротству, потере деловой репутации.
  4. Принцип дополнительности. В организационных системах сочетаются, с одной стороны, объективные устойчивые тенденции, программируемые процессы, а с другой стороны — случайные, неустойчивые, стихийные, не программируемые, вероятностные. Эти начала дополняют друг друга и способствуют более эффективному и устойчивому функционированию организационных систем.

Также к общим принципам можно отнести:

Структурные принципы — обеспечивают четкое взаимодействие между общими целями и задачами, а также разделяют общее на более частное и специальное. Этот процесс способствует правильному подбору и назначению руководителей структурных подразделений.
К структурным принципам относят принцип разделения труда, единства целей и руководства, соотношение централизации и децентрализации, власти и ответственности.

Принципы процесса — определяют характер и содержание деятельности руководителей, а также их взаимоотношения с подчиненными (справедливость, дисциплина, вознаграждение персонала, корпоративный дух, подчинение общему интересу).

Принципы конечного результата — отвечают за оптимальные конечные характеристики организации, например, порядок, стабильность, инициативность работников и т. д.

Специфические принципы организации

Специфические принципы делятся на две группы: первая группа — это принципы приоритета:

  • принцип приоритета целей — в системе «цель‑задачи‑функции» наивысший приоритет имеет цель;
  • принцип приоритета функций над структурой при создании организации;
  • приоритет структуры над функциями в уже действующих организациях;
  • приоритет субъекта над объектом при создании организации;
  • приоритет объекта управления над субъектом в действующих организациях.

Вторая группа специфических принципов — принципы соответствия (конечного результата):

  • принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами: ключевые цели, принятые в организации, должны своевременно обеспечиваться ресурсами;
  • соответствие распорядительства и подчинения, то есть у каждого подчиненного должен быть один линейный руководитель и несколько функциональных;
  • принцип соответствия эффективности производства и экономичности: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами;
  • принцип прямоточности: производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути во избежание дополнительных затрат и искажений;
  • принцип ритмичности. Производственные и информационные процессы должны идти равномерно, по заранее определенным временным интервалам.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)