Принципы и нормы, регулирующие дипломатическую деятельность

Возникновение и развитие дипломатического права. Дипломатическое право – это наиболее старая отрасль международного права, это результат дипломатической деятельности субъектов международного права, которая, в свою очередь, в настоящих условиях осуществляется в рамках и на основе дипломатического права.

Дипломатическая деятельность является видом осуществления внешних функций государства, определяющих ее содержание, одним из главных направлений внешней политики государства.

Дипломатическая деятельность является более узким понятием по отношению к внешней политике, поскольку под дипломатической деятельностью имеется в виду внешняя деятельность только органов внешних сношений субъектов международного права.

Существование и развитие государства как субъекта международного права и Международных отношений не может происходить без внешних связей с другими субъектами международного права.

Необходимость внешних связей требует организации аппарата осуществления этих связей и регулирования этих связей международным правом.

Формой дипломатической деятельности субъектов международного права являются непосредственные переговоры в разных видах, подготовка и заключение международных договоров и соглашений, дипломатическая переписка, повседневное представительство, участие в международных организациях, освещение позиции правительства в печати, публикация официальной информации, официальное издание международных актов и документов.

Дипломатическая деятельность нуждается в известных нормах права, правилах ее осуществления в отношении других субъектов международного права.

Ряд западных авторов (например, французский юрист Дюпюи, английские юристы Корбетт, Шварценбергер, американец Моргентау) считали, что дипломатия действует в пределах международного права, но может перейти за эти пределы и разорвать их, когда это выгодно.

Такой же позиции придерживается и современная, господствующая в США реалистическая школа права.

Такое понимание соотношения дипломатии и международного права означает оправдание произвола субъекта международного права в международных отношениях и не соответствует современным принципам международного общения, требующего соблюдения норм международного права.

Дипломатическая деятельность определена рамками международного права и регулируется нормами международного права.

С развитием отношений между субъектами международного права могут возникать новые формы дипломатической деятельности, а как ее результат новые нормы, регулирующие эту деятельность.

Дипломатия какого-либо государства (в первую очередь государства новой общественно-экономической формации) может способствовать возникновению новых норм, и в целом дипломатическая деятельность, сам процесс образования нормы должны находиться в соответствии с основными принципами международного права, в рамках дипломатического права.

Западные авторы пытаются доказать, что посольское, или дипломатическое, право возникло еще в догосударственную эпоху (Р. Нумелин, Г. Никольсон и др.). Однако, по существу, эти авторы констатировали только, что в это время складывается определенный обычай, который привел к созданию в период образования государств института неприкосновенности посла.

С образованием государств стали складываться отдельные обычаи, которые находили выражение и в договорах, регулирующих официальные сношения между государствами, отдельными суверенами.

Следует специально отметить, что образовывающиеся обычаи определяли режим прежде всего посла и его действий как временного представителя суверена.

Интересен индийский памятник первого тысячелетия до н. э. – Законы Ману, который вместе с такими произведениями древнейшего индийского эпоса, как, например, “Рамаяна”, дает представление о задачах и положении послов древней Индии.

В Законах Ману говорится о том, что дипломатическое искусство состоит в умении предотвращать войну и укреплять мир. В разделе “Царь” записано, что “мир и его противоположность (война) зависят от послов, ибо только они создают мир и ссорят. В их власти находятся те дела, из-за которых происходят мир или война”.

“Поднимающий руку на посла идет к гибели и уничтожению” – гласили Законы Ману, так как посол находился под покровительством божества. Под покровительством божества находились также и помещения посольства.

В Древней Греции развитие внешних отношений приводит к появлению особых лиц, которые уполномочиваются для ведения внешних сношений: “вестников” (ангелос, керюкос) и “старейшин” (пресбейс), которых снабжали соответствующими грамотами (дипломами).

Следует заметить, что институт “старейшин” возник позже и носил светский характер, в то время как институт “вестников” – это институт особых жрецов, которые вначале занимались всеми вопросами внешних отношений, затем сопровождали светское посольство, скрепляли клятвой договоры и занимались вопросами выдачи преступников.

Филипсон пишет, что в Греции послы со священной миссией были всегда и везде неприкосновенными, послы светского характера были неприкосновенны постольку, поскольку они выполняли посольские функции. Все они считались под покровительством Гермеса и в мирное время, и во время войны.

В Древнем Риме появляется юридическое понятие святости посольства и договоров (jus et sacra legationis). Создаются специальные органы внешних сношений – особая жреческая комиссия – фециалы. Посольства назначаются специальными постановлениями сената.

Посольство состояло, как правило, из нескольких послов, причем один из них был главой (princepes legationis). В дипломатической практике Рима различались послы (legati caduceatores), ораторы (oratores) и вестники (nuntii).

Так сказать, верительной грамотой, удостоверяющей качество посла, был особого вида золотой перстень, наличие которого давало право на льготы и привилегии.

Послы должны были отчитываться перед сенатом в своей деятельности. Существовал особый церемониал приема иностранных послов дружественных и враждебных держав, причем послы последних ставились в худшие условия.

Посольства носили временный, целевой характер.

В императорскую эпоху создается особый аппарат, занимающийся внешними сношенями и подчиненный императору. Послы назначаются императором.

Анализируя международно-правовые нормы Рима, Филип-сон приходит к выводу, что помещения послов не пользовались иммунитетом, но вместе с тем они не могли служить убежищем для преступников.

Международные отношения эпохи феодализма так же, как и в древности, не носили всеобъемлющего характера.

Дипломатические отношения в основном ограничивались определенными районами (Европа, Ближний Восток и Северная Африка, Средний, Дальний Восток), хотя в это время можно говорить об отдельных связях между дальними районами.

Особенностью дипломатической деятельности того времени являются созданные институты постоянного посольства и так называемая привилегия квартала. Городские кварталы были изъяты из юрисдикции государства пребывания в пользу иностранных послов.

Это было главным образом в тех государствах, где местная власть была недостаточно сильна и имели место частые мятежи и смуты (например, в Риме, Мадриде, Лиссабоне, Генуе, Венеции и во Франкфурте-на-Майне).

Однако в течение первой половины XVII в. “привилегия посольского квартала” была отменена по всей Западной Европе, кроме Мадрида (считается отмененной в 1684 г.) и Рима (считается отмененной в 1693 г., когда Людовик XIV формально отказался от этой привилегии).

Мы можем констатировать, что к началу XVIII в. в литературе признается, что право убежища и в помещении представительства не должно предоставляться. К 70-м годам XIX в. в Европе сформулировалась обычная норма, запрещающая предоставлять убежище в помещении дипломатического представительства.

Некоторое время это сохранялось только в Испании и очень длительное время в ряде стран Востока, например в Китае.

В этот же период складывается принцип полного изъятия дипломатического представителя из уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания.

Особенности дипломатического права эпохи феодализма в его эксплуататорских чертах продолжали оставаться характерными и для эпохи капитализма.

Новым моментом развивающегося дипломатического права следует считать образование и развитие международных организаций, комиссий, международных ассамблей, периодически или ежегодно созываемых, появляется новая категория дипломатов (международные должностные лица) и определяется их режим.

К началу XX в. мы можем констатировать сложившееся дипломатическое право эксплуататорского общества, которое в основном охватывало вопросы иммунитета, выделяя личный и представительский, и рангов глав представительств (Венский протокол от 7 марта 1915 г. и Аахенский протокол от 21 ноября 1918 г.).

Следует отметить, что дипломатическое право возникло и развивалось прежде всего как посольское право, т. е. как совокупность норм, определявших положение посла.

И только к началу XX в. мы можем говорить о процессе превращения б посольского права в дипломатическое, т. е. в совокупность норм все больше и больше регулирующих все официальные сношения государств.

Параллельно с возникновением и развитием посольского права возникала и развивалась дипломатическая служба.

В прошлом (до XVII – начала XVIII в.) дипломатической службы как таковой вообще не существовало, все внешние сношения были сосредоточены в руках владетельных князей, королей, императоров, которые время от времени посылали своих послов для ведения переговоров о союзе в войнах, о мире и т. д.

Не было и консульской службы, только в середине – конце XVII в. начали создаваться консульства в иностранных государствах, где во главе стояли местные купцы и торговцы, а в назначающих государствах стали назначаться люди, которые как бы руководили их деятельностью, поскольку наряду с этими функциями они выполняли много других функций государственного управления (финансы, внутренняя торговля, налоги и т. д.).

Почти параллельно с этим начали образовываться вначале должности в личной канцелярии короля, феодала, а затем и специальный орган, который начинает специально ведать внешними сношениями короля.

Период абсолютизма характеризуется, в частности, формированием определенной системы органов внешних сношений государства, формированием службы, специально занимающейся внешними сношениями государства.

Бурное развитие капитализма, выходящего за национальные рамки, великие географические открытия обусловили необходимость поддержания и развитие разнообразных международных отношений.

Это, в свою очередь, привело к созданию постоянных консульских и дипломатических представительств, к созданию ведомств иностранных дел, т. е. к созданию службы внешних сношений.

В этот период в государствах имеет место строгое деление на консульскую службу и на дипломатическую службу, которые, в свою очередь, делились на заграничную службу и службу в центральном аппарате.

Различались, так сказать, две карьеры: консульская и дипломатическая. Это различие в значительной степени вызывалось разными функциями консульской и дипломатической службы. Консульская служба занималась только вопросами торговли и содействия торговле.

В этой связи на этой службе и состояли прежде всего купцы и торговцы. Дипломатическая служба занималась только политическими вопросами отношений между монархами, государствами, и в этой связи на этой службе состояли представители дворянства.

Этот сословный характер служб не давал возможности перехода с одной службы на другую. В государствах дипломатическая служба олицетворялась ведомством иностранных дел, а консульская – комерц-коллегией, ведомством торговли или финансов.

Однако во всяком случае в XIX в. мы можем говорить о том, что в практике государств сформировались дипломатическая служба и консульская служба, т. е. сформировались две системы работы по осуществлению внешних сношений государства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)