Принцип цели

В управлении проблема цели является центральной, она определяет и регулирует действия и является основным законом, сложным алгоритмом поведения, подчиняющим себе все стороны управляющего воздействия. В кибернетике под целью понимается действие обратных связей, при которых информация о разнице между требуемым и фактическим стимулирует приближение системы к оптимальному состоянию.

Функционирование любой системы, включая человеческую деятельность, будет эффективным, если в причинно-следственную связь между элементами ее структуры будет включена в качестве важнейшего звена обоснованная, соответствующая условиям и возможностям, четко сформулированная цель.

Производственное, а тем более государственное управление наряду со стратегическими целями должно решать значительный комплекс взаимосвязанных организационных, научных, социальных и технических задач.

Одновременно с традиционными, заранее определенными задачами постоянно возникают внештатные ситуации, которые требуют безотлагательного оперативного решения, и часто успех деятельности коллектива зависит от умелого решения многочисленных и неожиданно появляющихся острых проблем.

Искусство определять важнейшие тактические цели, очередность и методы их решения часто основывается на предвидении, интуиции. Однако перечень ключевых задач и, следовательно, ожидаемый эффект от их решения, вполне может и должен быть определен заранее по каждой из основных подсистем управления.

Разнообразие целей и производственных задач столь велико, что назрела необходимость применения методов сетевого моделирования. Наибольшую популярность приобрел системный подход к управлению. Цель системного анализа заключается в оценке эффектов деятельности организации при минимуме затраченных ею ресурсов.

Основные этапы системного анализа включают в себя:

  • формулирование целей (как правило, в показательной форме), если необходимо,
    строится дерево целей с коэффициентами значимости всех целей;
  • разработку альтернативных вариантов реализации цели;
  • оценку альтернатив решений (в цифровой форме);
  • оценку эффектов и затрат для каждой альтернативы;
  • выбор лучшего варианта, обеспечивающего минимум затрат при максимуме эффекта.

Большую популярную приобрели методы построения целевой модели в виде древовидного графа (дерево целей), вершиной которого является генеральная цель, а ветвями – комплексы задач, решение которых обеспечит достижение цели.

Метод построения дерева целей послужил основой для разработки концепции производственного и государственного управления, получившей название «управление по целям».

В этом случае контроль и оценка деятельности каждого элемента системы управления осущетвляются по достигнутым результатам. Для определения новых приоритетов и корректировки локальных целей применяется менеджмент-аудит. Постоянная ориентация на генеральную цель предприятия и контроль достижения локальных целей характерны для японского менеджмента и многих фирм Америки и Европы.

Однако метод управления по целям не будет эффективным при высокой централизации управления и слабой мотивации труда. Целенаправленность управления предполагает осознанное движение к четкой и ясной цели (несмотря на препятствия и даже вопреки им).

В последнее время появилось понятие «напористость менеджера», которое предусматривает осуществление неоднократных мероприятий, направленных на достижение поставленной цели.

Очень важно, чтобы цель была поставлена в показательной форме и ее можно было бы измерить. Примеры неправильно поставленных целей:

  • повышение качества продукции;
  • улучшение дизайна выпускаемой продукции и т.д.

Примеры правильно поставленных целей:

  • повышение объемов продаж на 10 %;
  • снижение себестоимости продукции на 5%;
  • повышение прибыли на 7%;
  • повышение рентабельности на 2%.

В первом случае необходимо разработать систему оценки дизайна продукции (например, автомобиля или электронной системы). Обычно для этих целей используется метод экспертных опросов (например, по баллам) специалистов или потенциальных покупателей, клиентов, дистрибьюторов.

Опрос экспертов позволяет вычислить максимальный средний балл дизайна выпускаемой продукции и поставить цель на будущее.

Очевидно, что во втором случае необходимо выделить показатель или показатели, позволяющие оценить качество продукции, например, среднее время наработки на отказ продукта или процент выхода годных изделий.

Соотношение цели и достигнутых результатов. Есть три варианта:

  1. Конечный результат (который также должен быть обязательно измерен) не только близок, но и превосходит поставленную цель.
  2. Конечный результат уступает поставленной цели.
  3. Конечный результат противоречит поставленной цели.

Очевидно, что в первом варианте организация явно выиграет от полученного результата, но в дальнейшем необходимо стремиться к более точным предварительным расчетам.

Во втором случае важно проанализировать причины неудачи (отрицательный результат – тоже результат) и сделать правильные выводы. В некоторых ситуациях конечный результат оказывается хуже из-за слабой «напористости» менеджеров, плохой системы управления организацией, в других случаях – из-за несбалансированности оптимистических и пессимистических оценок при постановке цели.

Важно понять, почему не удалось достичь планируемых показателей. Часто встречается третий вариант исхода, когда достигнутые результаты приходят в противоречие с поставленными ранее целями.

Примером может служить ведущаяся во многих странах мира длительная борьба с алкоголизмом, коррупцией, наркоманией и т.д., более того, во многих случаях эти проблемы не только не разрешаются, но и усугубляются.

В экономике также возможны ситуации, когда цель, например повышение производительности труда за счет ужесточения дисциплины, входит в противоречие с достигнутым результатом (снижение психологической мотивации к труду приводит к резкому уменьшению показателей производительности).

Итак, один из важнейших принципов управления можно сформулировать так: каждое действие должно иметь ясную и определенную цель. Этот принцип распространяется на все виды управления, вплоть до тактики поведения личности на бытовом и межличностном уровнях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)