Принцип равенства и всеобщности налогообложения

Принцип равенства и всеобщности налогообложения, так же как и принцип законности
налогообложения, закреплен в Конституции РФ, следовательно, является конституционным. Так, в
соответствии с ч. 2 ст. 6 Конституции РФ “Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее
территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации”. Из данной конституционной нормы вытекает правило, установленное ст. 57 Конституции РФ, в соответствии с которым каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Данное положение закреплено и развивается в налоговом законодательстве Российской
Федерации: в соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ “каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога”, и п. 5 ст. 3 “ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом”.
КС РФ указал, что “налог – это безусловное, атрибутивное условие существования государства,
поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства”. При этом каждое лицо (и гражданин, и организация) обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы, в отношении которых оно признано налогоплательщиком.
Таким образом, принцип всеобщности налогообложения состоит в том, что определенные
налоговые обязанности устанавливаются по общему правилу для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям, при этом налогообложение строится на единых принципах.
Например, транспортный налог уплачивают все владельцы транспортных средств.
В соответствии с принципом всеобщности налогообложения все субъекты Российской Федерации –
как физические, так и юридические лица, а также само государство – обязаны участвовать в
финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими.
Принцип всеобщности и равенства налогообложения, равно как и принцип законности
налогообложения, закреплен и во многих конституциях зарубежных стран.
Пример.
Согласно ст. 53 Конституции Италии “все обязаны участвовать в государственных расходах в
соответствии со своими возможностями”.
Согласно ст. 31 Конституции Испании “каждый должен участвовать в общественных расходах в
соответствии со своими экономическими возможностями посредством справедливой налоговой
системы”.
Согласно ст. 30 Конституции Японии “население подлежит обложению налогами в соответствии с
законами”.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ “все равны перед законом и судом”. Из данного
конституционного принципа вытекает принцип равенства налогообложения, который отображен в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: “Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев”.
Принцип равенства и всеобщности налогообложения закреплен также в ст. 56 НК РФ: “Нормы
законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера” (абз. 2 п. 1 ст. 56 НК РФ). Однако при установлении определенных налоговых льгот все равно так или иначе нарушается принцип формально-юридического равенства сторон, так как если налоговое бремя снижается для одних налогоплательщиков, то оно автоматически повышается для других.
До вступления в силу гл. 23 “Налог на доходы физических лиц” НК РФ некоторые категории
российских государственных служащих освобождались от уплаты подоходного налога (НДФЛ):
сотрудники органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, военнослужащие, судьи, работники прокуратуры. Однако данные нормы содержались не в налоговых законах, а в актах отраслевого характера. В настоящее время в НК РФ отсутствуют подобные налоговые льготы. Принцип равенства налогообложения означает также, что налоги и сборы не могут иметь
дискриминационный характер. Таким образом, налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости отформы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).
До закрепления принципа равенства в НК РФ его содержание было выработано судебной
практикой. Так, принцип равного налогового бремени был сформулирован КС РФ следующим образом: “Не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика, от государства, региона или иного географического места происхождения уставного (складочного) капитала (фонда) или имущества и иных носящих дискриминационный характер оснований”. Также Конституционный Суд РФ установил, что повышение тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении индивидуальных предпринимателей, адвокатов и частных нотариусов носит чрезмерный характер и ставит их в худшее положение по сравнению с такими плательщиками страховых взносов, как лица наемного труда. Тем самым нарушается ст. 19 Конституции РФ, исключающая какую-либо дискриминацию в зависимости от рода труда и занятий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)