Принцип недопустимости дискриминации

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и Европейская социальная хартия, в большей степени посвященная вопросам занятости и труда – два исходных документа в области борьбы с дискриминацией. Европейское право много переняло из международного права.

В Римском договоре 1957 г. были упомянуты две формы дискриминации: по национальности (между гражданами стран европейской интеграции) и в отношении заработной платы между женщинами и мужчинами.

В 1997 г. был заключен Амстердамский договор, включающий нормы о противодействии другим видам дискриминации: гендерной, расовой, религиозной, возрастной и сексуальной.

Национальное законодательство государств – членов ЕС постепенно перестраивалось под воздействием международного и европейского права.

Лиссабонский договор подтвердил задачи, поставленные перед Европейским союзом в отношении борьбы с дискриминацией. Так, в Договоре о функционировании ЕС есть несколько важных положений: Европейский союз предпримет действия (создаст директивы), чтобы бороться с дискриминацией по различным основаниям (пол, раса, религия, инвалидность, возраст, сексуальная ориентация и т.д.).

Хартия Европейского союза по правам человека также включает пункты о недопустимости дискриминации, в том числе по социальному происхождению, генетическим характеристикам, языку (некоторые из этих оснований еще не предусмотрены директивами).

Примерами директив ЕС в области борьбы с дискриминацией могут быть названы:

  1. Директива от 5 июля 2006 г. о равенстве женщин и мужчин.
  2. Директива от 29 июня 2000 г., запрещающая дискриминацию по признаку расы и этнического происхождения.
  3. Директива от 27 ноября 2000 г., которая охватывает такие критерии дискриминации как религиозные и иные убеждения, возраст, ориентация, инвалидность и т.д.

Перечисленные выше акты составляют основную часть европейского законодательства о противодействии дискриминации. Соблюдение положений этих документов должно обеспечиваться всеми государствами – членами ЕС. При их несоблюдении и обращении пострадавшего от дискриминации у работодателя лица в национальный суд, рассматривающий дело судья обязан запросить мнение Суда ЕС в Люксембурге, потому что решение спора зависит от толкования европейского права. Ответ Суда ЕС формирует прецедентное право в этой области. Судьи национальных судов должны будут придерживаться позиции, изложенной в решении Суда ЕС.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)