Прием, регистрация и рассмотрение информации о преступлении

Возбуждение уголовного дела – это начальная стадия производства по уголовному делу, на которой происходит прием, регистрация и проверка информации о совершенном или готовящемся преступлении и принимается одно из следующих решений:

  • о возбуждении уголовного дела;
  • об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения – в суд в соответствии с ч. 2 ст 20 УПК.

Значение данной стадии заключается в том, что акт возбуждения уголовного дела служит отправным моментом расследования и юридическим основанием для производства следственных действий и применения мер процессуального принуждения.

С другой стороны, посредством выполнения процессуальных действий, присущих стадии, государство в лице компетентных органов и должностных лиц выполняет возложенную на него обязанность немедленно реагировать на любые случаи выявления признаков преступления, принимать все предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК).

Содержание стадии составляют следующие мероприятия:

  • получение и проверка одного из предусмотренных законом поводов к возбуждению дела;
  • принятие необходимых мер, направленных на пресечение совершаемого преступления или на предупреждение подготавливаемого деяния;
  • установление круга лиц, которые могут владеть информацией о преступлении и об иных обстоятельствах, подлежащих доказыванию, с целью последующего их допроса;
  • оказание помощи физическим лицам, которым в результате преступления причинен вред;
  • оказание помощи юридическому лицу в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации;
  • проверка сообщений о любых совершенных или готовящихся преступлениях;
  • разрешение- вопроса о возможной передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения – в суд;
  • принятие одного из итоговых решений – о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.

Данная стадия начинается с момента поступления в компетентный орган информации о совершенном или готовящемся преступлении. Часть 1 ст. 140 УПК устанавливает следующие поводы для возбуждения уголовного дела.

1. Заявление о преступлении. Заявления могут подаваться как в письменном, так и в устном виде. Письменное заявление подписывает гражданин, который его подал. Должностное лицо , при приеме заявления разъясняет гражданину возможность его уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК. Если заявление было направлено по почте, то оно также должно быть подписано лично заявителем. Устное заявление заносится в протокол принятия устного заявления о преступлении (приложение 2 к УПК).

Протокол должен содержать следующие сведения:

  • место и время составления протокола;
  • должность и фамилию лица, принявшего заявление;
  • данные о заявителе;
  • предупреждение об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, что удостоверяется подписью заявителя;
  • информацию, сообщенную заявителем;
  • отметку о том, что протокол прочитан заявителю вслух (или им лично) и с его слов записан правильно;
  • подписи заявителя и должностного лица, принявшего данное заявление.

Заявления и сообщения могут поступать и в другие органы, которые не вправе разрешать вопрос о возбуждении уголовного дела. Такие письменные источники информации направляются в компетентные органы, после чего они приобретают значение поводов.

Непосредственно в суд направляется заявление лица о том, что в отношении него совершено одно из преступлений, по которым в силу ч. 2 ст. 20 УПК уголовные дела возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

Интересно
Жалоба потерпевшего о возбуждении дела частного или частно-публичного обвинения должна содержать прямую просьбу к компетентным органам о привлечении виновного к уголовной ответственности. Не может рассматриваться как подача жалобы о возбуждении уголовного дела объяснение лица с изложением фактических обстоятельств, данное по требованию должностного лица, или показания при допросе.

При задержании подозреваемого на месте совершения преступления или с поличным особое значение приобретает не только факт задержания, но и сопутствовавшие ему обстоятельства.

Фактическое задержание и доставление лица в компетентный орган до возбуждения уголовного дела не влечет процессуальных последствий для задержанного. В случае возбуждения дела вопрос о задержании лица в плане меры принуждения разрешается при наличии достаточных оснований в общем порядке (гл. 12 УПК).

2. Явка с повинной. Данный повод представляет собой добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Заявление может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол (приложение 3 к УПК). В протоколе отражается информация о совершенном преступлении, а также факт добровольного обращения лица в орган.

Явка с повинной может расцениваться в качестве повода только в случае, если до ее появления компетентные органы не имели сведений о событии преступления и лице, его совершившем. В ситуациях, когда дело было возбуждено ранее, добровольное сообщение лицом сведений о своей причастности к совершению преступления является фактом, свидетельствующим о деятельном раскаянии и желании способствовать раскрытию преступления.

Гражданин, подающий заявление, должен добровольно явиться в соответствующий орган и лично сообщить о совершенном им преступлении. Информация, переданная с использованием средств связи или через других лиц, не может рассматриваться в качестве явки с повинной.

При получении явки с повинной следует выяснить личность заявителя, а также мотивы явки с целью недопущения оговора или самооговора. Явка с повинной, поданная в письменном виде, должна быть подписана лицом, его подавшим. Если в заявлении сообщаются сведения о совершении преступления группой лиц, заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в отношении других членов группы по ст. 306 УК.

Интересно
Явка с повинной о совершении лицом, находящимся в местах лишения свободы, ранее неизвестного преступления может быть оформлена администрацией учреждения исполнения наказания. После этого протокол направляется для проверки в соответствующий компетентный орган.

Явка с повинной в ряде случаев, предусмотренных УК, служит основанием для освобождения граждан от уголовной ответственности.

3. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Под иными источниками закон понимает любые носители информации о совершенном или готовящемся преступлении, получение которых компетентными органами порождает обязанность принять одно из решений, предусмотренных ч. 1 ст. 145 УПК.

Перечень данных источников законом не установлен, поскольку содержащаяся в них информация в результате проверки преобразуется в сведения, закрепляемые в рапорте об обнаружении преступления (ст. 143 УПК). Форма рапорта определена в приложении 1 к УПК.

Другая информация, не относящаяся к перечисленным в УПК поводам, требует дополнительных проверочных действий с целью установления признаков преступления или отсутствия таковых.

Если сообщение о преступлении было распространено в средствах массовой информации, то в силу ч. 2 ст. 144 УПК его проверку проводит по поручению прокурора орган дознания или следователь. Данные сообщения могут быть выражены в форме любых публикаций независимо от их наименования (статьи, заметки, письма, очерки, фельетоны, интервью и т. п.). Не признаются сообщениями в СМИ тексты в стенной печати, а также в изданиях, не прошедших государственную регистрацию, даже если при этом применялся типографский способ изготовления.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и иные материалы, подтверждающие сделанное сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Рапорт составляется также в случаях, когда должностные лица, осуществляя возложенную на них законом деятельность, устанавливают признаки совершенного или готовящегося преступления.

Следователь, обнаружив признаки преступлений в ходе предварительного расследования, должен составить рапорт об обнаружении преступления. Если при проведении оперативно-розыскных мероприятий были установлены факты, свидетельствующие о совершении преступления, данная информация может использоваться в качестве повода.

Прокурор обнаруживает признаки преступления в процессе осуществления надзора за исполнением законов в сфере защиты прав и законных интересов граждан, в ходе надзора за законностью дознания, досудебного следствия, а также при рассмотрении дел в судах и при исполнении мер уголовного наказания.

При поступлении вышеперечисленной информации дежурный по РОВД обязан принять меры по ее незамедлительной проверке.

К ним относятся:

  • выезд на место происшествия;
  • принятие мер по обеспечению сохранности следов, кинофотосъемки и видеозаписи;
  • проведение оперативно-розыскных мероприятий;
  • назначение ревизий или контрольных обмеров;
  • получение объяснений;
  • производство других проверочных действий.

Анонимные письма не регистрируются, а подлежат уничтожению. Исключение составляют анонимные письма, содержащие сведения о готовящихся и совершенных преступлениях. Такие письма без регистрации передаются в оперативные службы для использования в пресечении и раскрытии преступлений.

Вместе с тем наличие поводов само по себе означает, что уголовное дело должно быть непременно возбуждено. Для принятия соответствующего решения требуется, чтобы в поводах содержались достаточные данные, указывающие на наличие в деянии признаков определенного преступления.

Таким образом, для возбуждения дела необходимо установить, признакам какого конкретного преступления, предусмотренного определенной статьей, частью и пунктом статьи УК, соответствует деяние, а также определить, являются ли имеющиеся данные достаточными для разрешения вопроса о возбуждении дела или об отказе в его возбуждении.

Указание на необходимость установления такой совокупности данных содержится в ч. 2 ст. 140 УПК. Закон не требует, чтобы такие обстоятельства были установлены достоверно, так как это является задачей последующих стадий.

На момент возбуждения дела требуется лишь наличие информации, которой будет достаточно для предположительного вывода об уголовной наказуемости деяния. Вместе с тем уже в стадии возбуждения дела признаки должны быть сопоставлены с элементами состава преступления, предусмотренного определенной уголовно-правовой нормой.

1. Объект преступления. Следует выявлять наличие преступных последствий, которые представляют собой общественно вредные изменения в объекте, охраняемом уголовным правом. Наряду с определением родового объекта должен быть установлен и непосредственный объект посягательства.

При разрешении вопроса о возбуждении уголовного дела особое внимание следует обращать на отграничение объекта посягательства от общественных отношений, регулируемых иными отраслями права (гражданским, административным, трудовым и др.).

2. Объективная сторона преступления. Признаки, составляющие объективную сторону, должны свидетельствовать о противоправном преступном характере действия (бездействия) и о возможном наступлении уголовной ответственности.

Необходимая и достаточная точность в установлении обстоятельств, составляющих объективную сторону, зависит от характера преступления. Так, при совершении мошенничества в местах большого скопления народа в постановлении о возбуждении уголовного дела достаточно указать примерное место совершения деяния (например, юридический адрес рынка); если же произошло ДТП, сопряженное с причинением вреда здоровью, требуется указать максимально точные координаты места происшествия. Следует отграничивать уголовно наказуемые деяния от действий, порождающих иные виды юридической ответственности.

Кроме того, установлению подлежит причинно-следственная связь между деянием и наступившими вредными последствиями. Иногда такая связь определяется предположительно, поскольку окончательный вывод может быть сделан только в результате следственных действий, большинство из которых производится только по ранее возбужденному делу.

Кроме того, нужно иметь в виду, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, т. е. не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству (ч. 2 ст. 14 УК).

При этом степень малозначительности должна быть такой, чтобы любая уголовная ответственность и наказание за деяние представлялись несоразмерными правонарушению. Если действия подпадают под иные виды ответственности, за их совершение может наступить применение административных, дисциплинарных и иных мер воздействия.

3. Субъект преступления. При возбуждении уголовного дела субъект можно считать установленным только в случаях, когда уже в данной стадии имеются сведения о том, что наступивший вред является следствием противоправного поведения конкретного лица. Эти сведения могут содержаться как в самом поводе, так и в материалах проверки.

Достоверное установление субъекта преступления происходит на последующих стадиях производства по делу. На момент возбуждения дела данные о лице должны быть установлены в обязательном порядке только в случае, когда в его действиях усматриваются признаки индивидуально-определенного преступления – злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК), побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК), дезертирство (ст. 338 УК) и др.

4. Субъективная сторона. Признаки, составляющие субъективную сторону преступления, могут быть достоверно установлены только в результате судебного рассмотрения уголовного дела. Когда на момент возбуждения дела лицо, совершившее деяние, не установлено, вопрос об определении субъективной стороны не возникает. Однако, если в поводе или проверочных материалах имеются сведения о лице, совершившем деяние, необходимо отграничивать целенаправленные действия человека от случайного стечения не зависящих от воли людей обстоятельств, причинивших сходные последствия.

Должностные лица при получении информации о преступлениях обязаны принять экстренные меры по их пресечению, устранению вредных последствий, а также по охране места происшествия и сохранению следов. Затем они связываются с ближайшим подразделением соответствующего органа и выполняют указания Дежурного.

При подаче заявления лицо может пользоваться как официальным языком судопроизводства, так и любым другим языком, которым оно владеет. Поступившая информация подлежит обязательной и немедленной регистрации в учетной документации органа, в который поступил повод.

Информация регистрируется без согласования с руководством. При этом на лицевой стороне заявлений, сообщений и иных документов проставляются специальный штамп учреждения, дата регистрации, порядковый номер поступившего документа и фамилия дежурного, принявшего информацию.

Информация о преступлениях и происшествиях, которая поступила в канцелярию правоохранительного органа по каналам связи, регистрируется в качестве входящей корреспонденции. Руководитель органа дает письменное указание о ее регистрации в журнале учета, после чего принимает решение о порядке ее проверки. Передача такой информации для проверки и исполнения без регистрации в дежурной части категорически запрещена.

Если разрешение информации не входит в компетенцию органа, соответствующий повод после регистрации направляется по подследственности или в суд, о чем делается запись.

Одновременно принимаются меры по пресечению или предупреждению преступления, а также по обеспечению сохранности следов на месте происшествия. Информация о преступлениях, которая поступила из иных органов, подлежит обязательной регистрации. При этом срок ее разрешения исчисляется с момента последней записи в учетных документах.

Категорически запрещено списывать поступившие заявления и сообщения через секретариат соответствующего органа, а также принимать по ним какие-либо иные решения, кроме предусмотренных уголовно-процессуальным законом. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК (подробно об этом см. разд. 5.5).

Прокурор, осуществляющий надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК).


В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

Перед принятием решения должностное лицо проверяет повод на предмет его доброкачественности, достаточности содержащейся в нем информации для разрешения вопроса о возбуждении дела или вопроса о наличии оснований отказа в возбуждении уголовного дела (ст. 24 УПК).

Прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя или дознавателя продлить срок принятия решения до 10 суток.

Дополнительная проверка повода происходит в срок до 10 суток в случаях, когда в источнике информации отсутствуют достаточные данные, свидетельствующие о наличии признаков уголовно наказуемого деяния. Ходатайство должно содержать обоснование реальной необходимости продления срока, а также перечень проверочных действий, которые необходимо выполнить в течение дополнительного срока. При проверке возможно производство процессуальных действий, оперативно-розыскных мероприятий и иных действий, направленных на получение достаточной информации.

Основной формой проверки является получение объяснений от граждан и должностных лиц. Объяснение оформляется протоколом, содержащим следующие реквизиты:

  • место и время (дата, время начала и время окончания составления);
  • должность, звание, фамилия лица, составившего протокол;
  • информация, сообщенная лицом, у которого отбирается объяснение;
  • отметка о том, что протокол прочитан лицу вслух (или им лично) и с его слов записан правильно;
  • подписи гражданина и должностного лица, составившего протокол.

Перед дачей объяснения лицо не предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложные показания. С другой же стороны, ему необходимо разъяснить положение ч. 1 ст. 51 Конституции РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определен в п. 4 ст. 5 УПК. Объяснение следует составлять от первого лица и по возможности дословно. В ходе составления протокола должностное лицо может задавать уточняющие вопросы.

Назначение объяснения – установить обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии оснований для возбуждения дела.

Поэтому при его получении основное внимание следует уделять установлению именно признаков преступления, а не полного объема обстоятельств, подлежащих доказыванию (см. ст. 73 УПК). При возбуждении уголовного дела данные обстоятельства будут устанавливаться в ходе допросов и иных следственных действий.

При отказе в возбуждении уголовного дела закрепленная в протоколе информация носит окончательный характер, так как следственные действия в дальнейшем производиться не будут.

Находясь на месте происшествия, следователь до возбуждения уголовного дела:

  • осуществляет руководство следственно-оперативной группой, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов, направленную на установление очевидцев, пострадавших и лиц, совершивших преступление, фиксацию и изъятие следов преступления, формирование доказательственной базы;
  • через дежурного привлекает к участию в осмотре специалистов различного профиля, а также лиц для оказания помощи при осмотре больших по площади территорий;
  • совместно с членами следственно-оперативной группы изучает первоначальные материалы, изъятые следы и иные вещественные доказательства. На основе полученной информации планирует и осуществляет неотложные мероприятия по раскрытию преступления;
  • дает поручения и указания оперативным сотрудникам и работникам других служб о производстве розыскных и поисковых мероприятий;
  • несет персональную ответственность за качество, полноту и результативность осмотра, применения криминалистических средств и методов, сбор, упаковку и сохранность изъятых следов и иных вещественных доказательств;
  • по результатам осмотра места происшествия принимает решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;
  • при отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, через начальника ОВД направляет материал в орган дознания для дополнительной проверки.

Когда для разрешения вопроса о возбуждении дела требуется установить факт причинения вреда здоровью субъекта, на данной стадии с участием специалиста может производиться осмотр трупа в рамках осмотра места происшествия, который в соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК в случаях, не терпящих отлагательства, может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

В соответствии с ФЗ от 12 августа 1995 г. (в ред. ФЗ от 20 марта 2001 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативные подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, федеральных органов государственной охраны, органов пограничной службы Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации, Службы внешней разведки РФ, Министерства юстиции РФ вправе представлять результаты ОРД для разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Рапорт об обнаружении преступления служит поводом к возбуждению уголовного дела (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК), а наличие в поводе и материалах проверки достаточных данных, указывающих на признаки преступления, – основанием для возбуждения такого дела (ч. 2 ст. 140 УПК).

В соответствии с п. 5 Инструкции от 13 мая 1998 г. «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд» результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно, сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны), о месте нахождения следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности (подробно об этом см. разд. 29).

К числу проверочных относятся также действия по оценке свойств и меры различных объектов. Например, это может быть экспресс-анализ вещества на предмет содержания в нем наркотических средств, определение его массы, оценка возможности применять определенные приспособления в качестве огнестрельного или холодного оружия и т. п.

К иным действиям, производство которых возможно на данной стадии, относится истребование материалов из учреждений, предприятий, организаций, а также от должностных и физических лиц. Материалы представляют собой официальные и неофициальные документы (справки, акты ревизий, характеристики, копии приказов, личная переписка и др.). Возможно назначение дополнительных ведомственных проверок, результаты которых также отражаются в документах.

Поскольку проверочные действия ограничены сроками, каждый раз следует определять оптимальное соотношение между достаточностью полученных данных и необходимостью своевременно начать производство по делу.

До возбуждения уголовного дела категорически запрещено производить допросы, выемки и иные следственные действия, не проставляя при этом дату и время их начала и окончания. Такие действия противоречат основному назначению данной стадии и придают ей характер предварительного расследования, незаконно производимого помимо возбужденного производства.

Недопустимо производство каких-либо следственные действий лицами, которые не имеют на то процессуальных полномочий, действуют до возбуждения уголовного дела и без поручений следователя. Например, если уголовное дело было возбуждено следователем ОВД, а допрос свидетеля был проведен участковым уполномоченным до возбуждения дела и в отсутствие поручения следователя, протокол допроса должен быть признан не имеющим юридической силы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)