Прежнее и будущее небо

Вернемся к рисунку  и комментарию г-на Сюй Минтана: «Каждую из осей – цзин, ци и шэнь – мы можем разделить натри части (рис. 15). Пер­вая зона – это зона инь (инь цзин, инь ци, инь шэнь), вторая – зона юань (юань цзин, юань ци, юань, шэнь), третья зона – ян (ян цзин, ян ци, ян шэнь).

В данном случае «инь» означает «темный», а «ян» – «светлый», точ­нее, «просветленный». Базовым является понятие «юань» – оно означает «изначальный»; это такое состояние цзин, ци и шэнь (тела, души и ду­ха), которое дано нам в потенции как унаследованная от родителей потребность».

Каким же образом это связано с геномом, генотипами и фенотипом?

Учителя цигуна различают состояние прежнего и будущего неба. Они составные и подразделяются на ряд одновременно присутствую­щих слоев, но для нас важно сейчас, что «прежнее небо» базисом сво­им имеет «изначальное» (юань); его называют также «истинным», «сущностным» и т. д.

Оно относится к тому, что «человеческое суще­ство получает от родителей на самой ранней стадии внутриутробного развития, в процессе формирования эмбриона». Другая часть структу­ры «прежнего неба» – уже производная от юань: она составляет тот «строительный материал и движущую силу, которые обеспечивают физиологическое функционирование тканей и органов тела. За время эмбрионального развития она также успевает сформироваться».
Вот что пишет великий философ древности Ван Чун: «Когда женщина рождает ребенка, то он наполняется ци прежнего неба и появляется на свет.

Эта ци прежнего неба есть тончайшая сущность неба и земли». Таким обра­зом, речь идет о пренатальном (предшествующем рождению) состоянии, но не только о нем.

Состояние «будущего неба» формируется как следствие состояния «прежнего неба» из материала, потребляемого человеческим существом извне. Таким образом, мы можем отождествить юань и с некоторой фазой разворота фенотипа человека, и с генетической основой такого разворота.

 

Действительно, состояние «юань цзин, юань ци, юань шэнь» всегда присутствует в человеке. В «Бао-цзюане о познании Буддой Пу-мином конечного смысла недеяния» сказано: «Совершенствуясь, необходимо собирать прежнее небо, тогда множество цзин и ци проникает в свя­щенную совокупность сокровенного. Соединены четыре формы в еди­ном теле, в истинном огне пяти первоэлементов плавится золотая пи­люля».

Именно это – выплавление внутри тела «золотой» пилюли пу­тем актуализации структуры «прежнего неба», структуры юань, дости­жение «бессмертия» или состояния «просветленного» (сянь), состояния «саньмэй» (какие бы термины ни применялись разными школами) – было всегда подлинной целью «даосской алхимии» и практики цигуна, а не золото как таковое или легендарные «шесть чудесных дарований» (лю шэнь тун), достижимые в зоне ян.

Интересно
То, что на Западе принято назы­вать «даосской алхимией», сильно напоминает и внешне, и внутренне знакомую нам арабскую или средневековую европейскую. Здесь тоже речь идет о «плавке золота» и «энергии бессмертия». Но опять-таки, как и в алхимии западной, мы имеем дело с чисто «внешней» трактов­кой – на самом деле речь идет о «внутренних» действиях, т. е. пути самосовершенствования с использованием определенных психофизических практик и техник.

Тиглями для плавки «пилюли бессмертия» («киновари») на самом деле должны были стать даньтяни («киноварные поля») – энергетические центры человеческого существа, аналогичные чакрам индусов, а пламенем «истинный пламень сердца», т. е. воля.

Шесть качеств, которые, как утверждает традиция, приобретает со временем (в зоне ян) человек, практикующий цигун: «небесное зрение» (тяньяньтун) – способность видеть далекие и мельчайшие предметы, а также проникать взглядом внутрь тел; «небесный слух» (тяньэртун) – | способность слышать слабые и отдаленные звуки; «чудесная стопа» (шэньцзутун) – способность к чрезвычайно быстрому бегу; «проникно­вение в чужое сердце» (тасиньтун) – способность к телепатии; «постижение судьбы» (суминтун) – знание прошлого и предвидение будуще­го; «проникновение за пределы» (лоуцзиньтун) – способность к дости­жению «пустоты», т. е. «высших», «нечеловеческих» миров за пре­делами этой зоны бытия (по трактату «Цзюй мэ лунь», где о «шести чудесных дарованиях» говорили впервые).

Сюй Минтан поясняет: «Развитие цзин, ци и шэнь большинства людей соответствует зоне инь. Работая над собой, одновременно совершен­ствуя цзин, ци и шэнь, можно перейти в зону юань. Это область множе­ства возможностей. Совершенствуясь дальше, мы можем перейти в зону ян. Она соответствует состоянию просветления, состоянию сянь».

О чем идет речь? Итак, двигаясь из зоны инь, которая, с одной сто­роны, соответствует «будущему небу», т. е. постнатальному периоду, а с другой стороны, «темному» состоянию человеческого существа, не­развитой или испорченной его природе (если сравнивать с «изна­чальным» состоянием), мы, путем развития и совершенствования, «со­бирая прежнее небо», вступаем в зону юань, т. е. в состояние… эмб­риона? Нет.

Речь идет о том, что изначальная данность наследственной природы человека со временем искажается – на стадии эмбриона она еще соответствует юань, к моменту рождения приобретенные наслое­ния формируют полностью «прежнее небо», а в ходе жизни мы можем отождествить его только с инь. Двигаясь же к собственным основам, к «юаньскому» состоянию наследственной информации, к «юаньскому» генотипу, мы и собственный «текущий» фенотип можем усовершенст­вовать до юаня, исправить накопившиеся искажения. А дальше?

Даль­ше мы вступаем в зону ян. Но проследим вектор такого движения: от искаженного фенотипа, сформированного на базе «испорченной» на­следственной информации    зоны инь, – к «изначальному» генотипу юань, разворачивающемуся в ранний период утробного развития – и алее в зону ян, т. е. только к наиболее глубинным и неискаженным астям генома, на базе которых возможно формирование фенотипа (бессмертного» – сянь. Это вполне очевидно, а некоторая

Саньмэй (или саньмоди) – китайская транслитерация санскритского «самадхи». Неясность возникает лишь из-за того, что китайские мыслители не разделяют наследственное и его проявления, генотип и фенотип (рис. 16).

 

Далее традиция говорит, что зоны инь, юань и ян делятся каждая на три участка. Нижний уровень инь – это воплощение, которое во­обще нельзя назвать человеческим, а высший уровень ян тоже уже собственно нечеловеческий – достигшие его сянь обретают «бес­смертие», чтобы стать учениками в «Садах небожителей», т. е. на­чать новый виток развития в «высшем», по отношению к «человече­скому», мире. Это уровнии соответственно -0 и +0 оси развития – назовем ее так, оси генотипа.

«Это жизнь животного, растения или даже камня», – говорит г-н Сюй Минтан.

Все традиции имеют экзотерическое («внешнее», «профаническое») и эзотерическое («внутреннее»,   доступное   посвященным)   учения. Речи   о  «бессмертии» и «Садах небожителей» носят экзотерический характер, т. е. предназначены для профанов; адепты же понимают, что говорится о следующей стадии развития Активного Сознания, которая лежит за пределами человеческой формы организации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)