Представления адвокатом интересов субъектов предпринимательства в их отношениях с правоохранительными органами

В этом параграфе мы рассматриваем вопросы порядка взаимодействия с правоохранительными органами на стадии проверок (т.е. до возбуждения, расследования уголовных дел).

Право различных правоохранительных органов на проведение проверок на предмет выявления уголовно наказуемого деяния (в том числе и связанного с предпринимательской деятельностью) предусмотрено ст. 109 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

А также специальными нормами, регламентирующими деятельность тех или иных правоохранительных органов, например, Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности».

Правоохранительные органы осуществляют плановые и внеплановые проверки деятельности организаций, учреждений в целях выявления признаков преступлений в сфере экономики.

Такие проверки нередко связаны с изъятием из помещения организации, учреждения документации, а также иных носителей информации, что может существенно за последующую деятельность организации и даже создать реальную угрозу полного прекращения деятельности (например, при изъятии в банках и других кредитных учреждениях содержащейся на электронных и других носителях информации о клиентах и информации об учете проводимых расчетов).

Интересно
Необходимо предложить субъектам предпринимательства заключить договор, в соответствии с которым адвокат принимает на себя обязательство по представлению интересов организации, в том числе и в ходе проверок, проводимых правоохранительными органами.

Деятельность адвоката на этой стадии особенно важна, поскольку его участие позволит клиенту избежать ряда ошибок, которые впоследствии будут трудноразрешимы.

Основную ответственность за деятельность организации несут руководитель и главный бухгалтер. Это связано с тем, что именно эти лица, как правило, подписывают документы, подготавливаемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности организации, и владеют наиболее полной информацией о данной деятельности, в связи с чем юридическая защита в первую очередь должна быть обеспечена именно этим лицам.

В этих целях данные договоры (соглашения) могут заключаться как от имени клиента, являющегося юридическим лицом, так и от имени конкретного физическою лица (руководителя организации, главного бухгалтера). При этом в первом случае адвокат будет выступать как представитель организации, а во втором — как представитель конкретных физических лиц.

Право воспользоваться помощью адвоката на стадии проведения проверки подтверждено Постановлением Конституционного суда РФ от 27 июня 2000 г., согласно которому не допускается ограничение права на досудебных стадиях уголовного судопроизводства пользоваться помощью адвоката (защитника) во всех случаях, когда права и свободы лица существенно затрагиваются или могут быть затронуты действиями и мерами, связанными с уголовным преследованием.

Если правоохранительные органы препятствуют допуску адвоката как уполномоченного представителя на проверку, то эти их действия классифицируются как грубое нарушение закона, существенно ограничивающее права лиц на защиту, и впоследствии, при производстве уголовного дела, указанные обстоятельства могут быть использованы как основание к признанию доказательств и сведений, полученных с нарушением закона, не имеющими юридической силы.

Они не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания обстоятельств по уголовному делу.

Основным нарушением, которое допускается правоохранительными органами при проведении проверок, является совершение процессуальных действий, которые
могут осуществляться только после возбуждения уголовного дела.

Согласно уголовно-процессуальному законодательству, до возбуждения уголовного дела может производиться лишь осмотр места происшествия.

Адвокату следует в первую очередь обратить внимание на:

  • оформление надлежащим образом полномочие должностных лиц правоохранительных органов на проведение проверки;
  • должностное положение лиц, проводящих проверку, их фамилии и место службы;
  • наличие соответствующих постановлений на проведение тех или иных действий (обыск, выемка и т.д.);
  • присутствие незаинтересованных понятых при проведении осмотра помещений, документов и предметов или выемки документов и предметов и составление протокола, в который необходимо вписывать каждый документ отдельно, а в случае обнаружения нарушений их необходимо также вписать в протокол;
  • наличие, предоставление в случае выемки документов и предметов копии протокола, подписанного должностными лицами правоохранительного органа, понятыми и другими присутствовавшими лицами;
  • необходимость заявления ходатайства об изготовлении копий с документов при их изъятии;
  • обязательность проведения осмотра и выемки в присутствии лица, в отношении которого проводится проверка;
  • возможность отказа должностных лиц организации от дачи объяснений и показаний, согласно положениям ст. 51 Конституции РФ, предусматривающей, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого.

Выполнение этих условий позволит избежать ошибок, которые могут привести к неправильной правовой оценке деятельности клиента и иметь серьезные последствия

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)