Предмет прокурорского надзора

Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, является основным предназначением органов прокуратуры. Прокуратура является тем единственным органом в стране, который выполняет эту функцию.

Интересно
При осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов обеспечивается единство законности во всей Российской Федерации. Принцип единства законности на территории всей Федерации приобретает исключительно важное значение в современных условиях влияния центробежных процессов как последствий распада СССР, условиях становления и укрепления нового государства – Российской Федерации. Важность обеспечения  законности в государстве объясняется тем, что только при строгой дисциплине, высокой ответственности за порученное дело, при неуклонном соблюдении предписаний закона можно создать сильное, монолитное государство, способное отстоять свою независимость и обеспечить права и законные интересы своих граждан, их благосостояние.

Для того, чтобы прокурорский надзор за исполнением законов осуществлялся в полном объеме, необходимо дать правильное определение понятия законности как социального явления.

Отдельные правоведы сводят понятие законности лишь к законам и подзаконным актам и их принятию, не учитывая того, что это лишь одна сторона содержания законности. Поэтому когда возникает необходимость усилить борьбу с каким-либо нарушением закона, сразу же ставится вопрос об отмене действующего закона, внесении в него дополнения или принятии нового закона. Закон “совершенствуется”, а положение с его соблюдением изменяется редко.

Если законы не будут проводиться в жизнь, а оставаться только на бумаге, воля законодателя останется лишь добрым пожеланием и не более того. Поэтому исполнение закона, то есть деятельность представителей исполнительной власти – является второй стороной законности. Прокурорский надзор за исполнением законов является важной гарантией обеспечения этой второй стороны законности. Государство устанавливает различного рода ответственность за допущенное нарушение закона. В зависимости от степени опасности нарушения ответственность может быть уголовной, административной, дисциплинарной или материальной. Осуществляя надзор, прокурор выявляет факты нарушения требований законов и принимает меры к привлечению виновных к ответственности.

Таким образом, содержание понятия законности образуется из:

  • законов и подзаконных актов;
  • исполнения законов, то есть проведения их в жизнь и надзора за точным исполнением законов.

Поэтому, когда речь идет об укреплении законности, государство, его органы власти должны разрабатывать меры по совершенствованию законодательства, улучшению функционирования органов исполнительной власти и активизации прокурорского надзора за исполнением законов. Только такой комплексный подход позволит успешно создать режим законности в государстве.

Законность необходимо рассматривать как мощный социальный регулятор, обеспечивающий решение сложных политических, экономических, социальных, национальных и культурных проблем.

Если обратиться к истории нашего государства, то можно увидеть, что вопросы соблюдения законности, организации борьбы с ее нарушениями всегда находились в центре внимания государственных органов и общественных формирований. Даже в такой сложный исторический период, как период культа личности, требования законности в ее главных направлениях – борьбе с уголовной преступностью, нарушениями государственной и трудовой дисциплины – неуклонно проводились в жизнь. Так, в 1937 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР “О революционной законности”, в котором было предложено органам суда и прокуратуры “привлекать к строгой ответственности должностных лиц во всех случаях нарушения прав трудящихся, в особенности незаконных арестов, обысков, конфискаций или изъятия имущества и прочие, налагать на виновных строгие меры взыскания'”.

Вместе с тем необходимо отметить, что в течение длительного периода советской истории, особенно в годы культа личности, имели место массовые и незаконные репрессии, грубые нарушения принципов законности, прав человека, причем все это происходило вопреки конституционным установлениям.

В начале 1960-х гг. были восстановлены основополагающие принципы восстановления и укрепления законности и правопорядка, разработана система гарантий для неуклонного проведения в жизнь законов и иных нормативных актов, в том числе средствами прокурорского надзора.

Важное значение в укреплении законности принадлежит действующей Конституции Российской Федерации. Принцип законности обозначен в ней как непременное условие жизни нашего общества, успешной деятельности государственных органов, различного рода общественных формирований, должностных лиц и поведения граждан. В ст. 15 Конституции провозглашено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Важно отметить, что укрепление правовой основы государственной и общественной жизни в Конституции РФ обозначено в качестве одного из основных направлений развития общества. Это в существенной мере повышает роль закона и законности в государстве.

Конституция России имеет огромное значение в определении правового статуса личности в нашем обществе. В ней гармонично сочетаются права и обязанности граждан. Право на труд, образование, жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, избирать и быть избранным в органы народовластия, право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, право обжаловать в суд незаконное решение государственных органов и должностных лиц и многие другие – не только провозглашаются, но и обеспечиваются, в частности, органами прокуратуры.

В конституционном определении статуса личности в нашем государстве записаны такие принципы, как то: неприкосновенность личности (ст. 22), неприкосновенность жилища (ст. 25), презумпция невиновности (ст. 49), тайна переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений (ст. 23) и некоторые другие.

Одним из основополагающих принципов законности, на раскрытии которого следует подробно остановиться, является общеобязательность законов для всех и каждого.
Конституция РФ (ст. 19) закрепила принцип равенства граждан перед законом и судом, провозглашенный в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г. Никакие лица, социальные слои населения, подчеркивается в Декларации, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)