Правовой режим морских вод

В статье 5 ВК РФ 2006 г. названа такая разновидность поверхностных водных объектов, как моря и их отдельные части (проливы, заливы, бухты, лиманы). При этом моря и их отдельные части (т.е. внутренние морские воды и территориальное море) теперь отнесены к поверхностным водным объектам. В этом состоит отличие положений нового ВК РФ от ВК РФ 1995 г. Тогда внутренние морские воды и территориальное море составляли отдельные виды водных объектов.

Юридическое значение классификации водных объектов сказывается еще и в том, что по специфическим видам и разновидностям водных объектов принимаются отдельные законы. Речь, прежде всего, идет о Федеральном законе от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”.

Правовой режим морских пространств отчасти определен Федеральным законом от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации” <1>. В разделе IV данного Закона в интересах охраны Государственной границы России установлены правила пограничного режима.

По ним существуют и отдельные источники международного права, в частности, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Данная Конвенция была ратифицирована Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 30 “О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и Соглашения об осуществлении части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву”.

Отметим, что естественная наука знает лишь море, вне зависимости от границ той или иной державы, но изучает она и так называемые переходные, полуморские акватории, отличающиеся богатством биологических и минеральных ресурсов. В свою очередь, мировая и отечественная юриспруденция выделяют еще внутренние морские воды и территориальное море. Внутренние морские воды и территориальное море сами по себе не являются, с точки зрения естественной науки, водными объектами.

К внутренним морским водам относятся воды портов, заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат России. В состав внутренних морских вод входят и так называемые исторические заливы России: на Дальнем Востоке это залив Петра Великого и Пенжинская губа.

Перечень исторических заливов устанавливается Правительством Российской Федерации. Таким образом, в состав внутренних морских вод входят наиболее хозяйственно освоенные акватории, испытывающие большую антропогенную нагрузку.

Суверенитет России распространяется и на 12-мильный морской пояс, именуемый территориальным морем. Внешняя граница этой полосы совпадает с Государственной границей России. Правовой режим территориального моря отличается от режима внутренних морских вод некоторым ограничением суверенитета прибрежного государства. Оно выражается в сфере судоходства и заключается в праве мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Российская Федерация принадлежит к числу 130 прибрежных государств, установивших ширину территориального моря в соответствии с упомянутой Конвенцией ООН по морскому праву. При этом Россия принадлежит к числу тех государств, которые, руководствуясь своими интересами, выбрали максимальную ширину территориального моря.

Как известно, существующее в настоящее время международное морское право устанавливает величину в 12 морских миль как допустимый максимум (потолок) ширины территориального моря.

Для природопользователей особенно важно побережье. Почвенный слой побережья может быть весьма продуктивен, но под водой почвенного слоя нет (кроме почв затопляемых маршей). Тем не менее это не может внушать нам мысль, что под морем нет земли.

Землю и почву можно считать и самостоятельными понятиями, но разумеется, земля может быть как с почвой, так и (в последнем случае) без почвы. Согласно ст. 4 Закона “Об охране окружающей среды” 2002 г.,  почва является отдельным объектом правовой охраны.

Временное затопление какой-либо площади морских приливов не служит, по мнению ряда специалистов, основанием для отнесения данных пространств к землям водного фонда <1>. С этим можно согласиться: приморские земли могут принадлежать к другим категориям. Вместе с тем нельзя считать площади прилива не входящими в состав моря как водного объекта. Кроме того, нельзя отказывать морю в праве на водоохранные и санитарные зоны, прочие специальные защитные пояса.

Дно Мирового океана расценивается естественной наукой как литосфера, имеющая свой, более бедный в деталях, чем суша, рельеф. Наиболее простое разделение дна Мирового океана общеизвестно: материковая отмель (шельф), материковый склон, ложе океана. Эти три крупные части занимают соответственно 8, 12 и 80% площади Мирового океана.

Сложность и расчлененность рельефа возрастает с ростом глубины. Источником полезных ископаемых является распространенный крайне неравномерно слой донных осадков, но ближе к берегу он гораздо толще, чем на склоне или ложе. Шельф богат песчано-гравийными отложениями (извлекают стройматериал), баритовыми залежами (извлекают промышленное сырье), органическими осадками, нужными для удобрений.

Таким образом, начинающийся от берега шельф является наиболее продуктивной и доступной тонкой полосой дна, своеобразной кладовой природы. Но именно шельф считается наиболее уязвимым для антропогенного воздействия, так как основная часть загрязнения оседает именно на нем.

России как самому большому по территории государству в мире принадлежит 16% площади шельфа Мирового океана <1>. В это число входит дно как территориального моря, так и внутренних морских вод. Согласно российскому земельному законодательству, оно как раз является землей водного фонда. Однако шельф может быть землей водного фонда только до государственных границ.

Теперь обратимся к морскому праву. Женевская конвенция о континентальном шельфе 1958 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. конструировали правовой институт континентального шельфа исходя из совершенно иного его понимания. Это участок недр и дна вне пределов водной территории государства, но тянущийся вплоть до подводной окраины материка.

Если же подводная окраина материка находится в границах водной территории государства, то правовой режим континентального шельфа будет распространяться уже на более глубокие участки дна на расстоянии 200 миль от исходной линии отмера ширины территориальных вод.

Как отмечали еще советские, а затем и российские специалисты, континентальный шельф в юридическом смысле не обязательно должен быть естественнонаучным, а естественнонаучный континентальный шельф – юридическим. Эти две интерпретации одного термина могут быть как уже, так и шире по отношению друг к другу.

Внутренние морские воды и территориальное море разграничиваются так называемой исходной линией. К внутренним морским водам относятся морские воды в сторону берега от исходной линии, к территориальным водам принято относить акватории шириной 12 морских миль в противоположную от берега сторону. В то же время представление ВК РФ 2006 г. (ст. ст. 8, 14, 15) о внутренних морских водах и территориальном море как об отдельных видах водных объектов кажется весьма спорным.

Водный объект, даже будучи искусственным образованием (Московское море в действительности водохранилище), должен быть отличим от остальных вод ландшафтно и климатически. Явственно представляя собой обособленную экосистему, участок морской среды имеет географическое название, без которого затруднительны учет, мониторинг, нормальные правоотношения. Это справедливо для разнообразных заливов (бухт, лиманов, лагун, губ).

Таковые могут быть как территориальными водами, так и внутренними морскими водами. В то же время было бы необоснованным считать эти предусмотренные Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. зоны внутренних морских вод и территориального моря водными объектами, наделенными своими относительно самостоятельными и едиными природными комплексами.

Действующий до сих пор ГОСТ 17.1.1.02-77 “Охрана природы. Гидросфера. Классификация водных объектов” предлагает совершенно другую градацию морских вод. Таблица 1 этого ГОСТа разделяет тип водных объектов “море” на следующие виды: окраинное, внутреннее, средиземное, межостровное.

Согласно таблице 13 этого ГОСТа море может быть как приливного, так и неприливного вида (море считается приливным, если высота прилива свыше 10 см). Согласно таблице 14 этого ГОСТа и исходя из площади, объема, максимальной глубины, моря делятся на очень большие, большие, средние, малые. Данная классификация применяется для морей как для единых водных объектов, так и для их обособленных водных частей: проливы, заливы, бухты.

Подходы ГОСТа и ВК РФ 2006 г. различны: ГОСТ предусматривает разновидности морей, исходя из более существенных признаков, нежели Кодекс, гласящий о довольно формальных полосах морской среды. Названные полосы далеко не всегда совпадают с экологически обособленными комплексами.

Федеральный закон от 17 июля 1998 г. “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ” предусмотрел установление условной линии отсчета. Согласно ст. 4, она может проходить по-разному: по линии максимального отлива, по наиболее удаленной в сторону моря гряде островов, рифов, скал, по прямой поперек устья, по естественному входу в залив или пролив по линии максимального отлива.

Это вполне увязывается со ст. 1 названного Закона, закрепляющей цепь заливов, бухт, губ, лиманов за внутренними морскими водами. При этом к ним относятся заливы с проливами шириной менее 24 км или же более 24 км, если залив  исторический. В то же время нельзя исключать принадлежность крупных заливов территориальным морям.

Отнесение акваторий к внутренним морским водам в ст. 1 упомянутого Закона не представляется удачным: вначале говорится о заливах, затем о являющихся на самом деле разновидностью заливов бухтах, губах, лиманах. Непонятно, почему замалчивается отдельный вид заливов – эстуарии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)