Правовое регулирование использования природных лечебных ресурсов

Природные лечебные ресурсы включают в себя минеральные воды, лечебные грязи, рапу лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха.

Включение в перечень природных ресурсов таких природных явлений как климат и природные условия представляется не очень удачным.

Приведенное нормативное определение природных лечебных ресурсов противоречит ст.4 ФЗ РФ “О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах”, устанавливающей, в частности, что Правительство РФ устанавливает нормы и правила пользования природными лечебными ресурсами, осуществляет экспертизу разведанных запасов природных лечебных ресурсов.

Говорить о нормативном правовом регулировании правил пользования благоприятным (лечебным) климатом, иными природными условиями можно достаточно условно.

Право пользования чистым воздухом, морской водой ( для купания) и т.п. является естественным правом человека и государством не регулируется. Это то право использования ресурсов окружающей среды, которое В.В. Петров называл правом общего природопользования.

Среди природных ресурсов можно выделить две группы ресурсов, используемых для лечения, профилактики заболеваний и отдыха: 1) минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, и 2) природные объекты и условия.

Отношения по использованию (добыче) первой группы природных лечебных ресурсов входят в предмет природоресурсного права.

Отношения же по использованию природных объектов для лечения, профилактики заболеваний и организации отдыха регулируются нормами как экологического, так и горного права.

Среди таких объектов Закон называет, в первую очередь, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Включение отношения по поводу их использования в предмет правового регулирования экологического права не вызывает сомнений.

Отношения по поводу использования лечебно-оздоровительных местностей, т.е. территорий, обладающих природными лечебными ресурсами и пригодных для организации лечения и профилактики заболеваний, регулируются природоресурсным правом в том случае, если при этом осуществляется добыча подземных питьевых и минеральных лечебных, столовых и лечебно- столовых вод и иных полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных.

Отношения по использованию (добыче) минеральных вод, лечебных грязей, рапы лиманов и озер, других извлекаемых лечебных природных ресурсов должны регулироваться горным правом.

В пользу этого можно привести следующие доводы. ФЗ РФ “О недрах” устанавливает, что этим законом регулируются отношения, возникающие, в частности, в связи с использованием подземных вод, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов.

Водный кодекс РФ в ст.136 прямо указывает на то, что водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются, прежде всего, для целей здравоохранения в порядке, установленном законодательством РФ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

В ряде случаев добыча природных лечебных ресурсов может осуществляться со дна поверхностных водоемов (лечебные грязи и т.п.).

При этом не только извлекаются сами природные лечебные ресурсы, но и используется водоем.

Поэтому, как указывает ст.145 Водного кодекса РФ, в таких случаях недропользователь должен руководствоваться нормами как горного, так и водного законодательства.

О необходимости регулирования отношений по использованию природных лечебных ресурсов нормами горного права говорят и подзаконные нормативные акты.

Инструкция Госкомитета РФ по геологии и использованию недр от 14 апреля 1994 г. по применению “Положения о порядке лицензирования пользования недрами” к участкам недр, предоставляемых для добычи подземных вод, других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, формулирует особенности применения названного Положения при предоставлении в пользование участков недр для добычи подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (лечебные грязи: иловые сульфидные, сапропелевые, торфяные и сопочные, а также бишофит, нафталан, озокерит, глины, соли и др.).

Природные лечебные ресурсы могут находиться в федеральной собственности или в собственности субъектов Федерации. Вопросы пользования, владения и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Полномочия в области государственного регулирования отношений по использованию природных лечебных ресурсов между Правительством РФ, субъектами Федерации и органами местного самоуправления распределяются следующим образом.

К полномочиям Правительства РФ относится:

  1. Определение основных направлений государственной политики в сфере санаторно- курортного лечения и отдыха;
  2. Установление норм и правил пользования природными лечебными ресурсами;
  3. Осуществление государственной экспертизы разведанных запасов природных лечебных ресурсов, имеющих федеральное значение.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ:

  1. Установление границ и режима округов горно-санитарной охраны128 лечебно- оздоровительных местностей, имеющих региональное значение;
  2. Определение формы и размеров платы за пользование территориями курортов регионального и местного значения в пределах норм, установленных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
  3. Регулирование в области использования лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, за исключением переданных в ведение РФ.

К полномочиям органов местного самоуправления относится:

  1. Представление в орган исполнительной власти субъекта РФ предложения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью;
  2. Участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного значения;
  3. Контроль за рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и их земель в пределах своей компетенции.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)