Правосубъектность публично-правовых образований

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования (публично-правовые образования) выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

В числе субъектов гражданских правоотношений гражданское законодательство называет три вида субъектов конституционного права:

  1. Государство – Российскую Федерацию.
  2. Государственные образования – субъекты РФ.
  3. Муниципальные образования.

Глава 5 ГК РФ определяет объем, пределы и порядок участия, названных выше субъектов, в гражданских правоотношениях и их ответственность по принятым обязательствам. Названные субъекты не пользуются в гражданско-правовых отношениях своими властными полномочиями, а выступают на равных началах с другими субъектами гражданского права.

Это означает:

  • отсутствие с их стороны властного воздействия на других субъектов;
  • осуществление своей деятельности на основе норм права, регулирующих деятельность юридических лиц;
  • равенство в договорных отношениях.

Однако в отдельных случаях государство и муниципальное образование вправе настаивать на заключении договоров с коммерческими организациями в целях удовлетворения ими общественных нужд.

Положение о том, что РФ, ее субъекты и муниципальные образования действую в гражданском обороте, как и другие юридические лица, имеет исключение. Это исключение связано: во-первых, с особенностью статуса и круга полномочий, которые закреплены в нормативно-правовых актах. во-вторых, особым порядком имущественной ответственности этих субъектов за их действия.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в гражданско-правовых отношениях через своих представителей, в качестве которых действуют их органы или уполномоченные должностные лица, определяемые в соответствии с законом. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования (публично-правовые образования) выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

Государство и другие публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, т.е. реализуют свою дееспособность, через свои органы (органы государственной власти или органы местного самоуправления), действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (п. 1 и 2 ст. 125 ГК РФ).

Но в результате их действий участниками гражданских правоотношений становятся именно публично-правовые образования в целом, а не органы их исполнительной или законодательной власти, либо органы местного самоуправления. По своим обязательствам они отвечают всем принадлежащим им имуществом. При этом публично-правовые образования не занимаются непосредственно предпринимательской деятельностью и в соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ при решении вопроса об их ответственности необходимо наличие полного состава гражданского правонарушения.

Гражданскую правосубъектность публично-правовых образований правильнее определять как целевую, поскольку данные субъекты могут иметь гражданские права и обязанности, необходимые для решения общегосударственных, региональных или местных (муниципальных) задач.

Так, например, исключительно только государству могут принадлежать определенные объекты, только государство имеет право на национализацию, реквизицию и конфискацию имущества и т.д. В то же время государству и публичным образованьям недоступны некоторые виды сделок: они не могут завещать имущество по наследству, заключать договоры пожизненной ренты и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)