Право на товарный знак и знак обслуживания

Товарный знак (trade mark, TM) и знак обслуживания, являясь средствами индивидуализации, представляют собой весьма важные объекты интеллектуальной промышленной собственности.

Товарный знак – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Товарный знак может проставляться на самих товарах, на контейнерах и упаковке, в которой продается товар, использоваться в рекламе или на витринах магазинов. В тех случаях, когда товарный знак применяется только в связи с оказанием услуг, он называется знаком обслуживания. Например, знаки обслуживания используют гостиницы, рестораны, авиалинии, туристические агентства, прачечные, химчистки и другие предприятия.

Знак обслуживания – это обозначение, используемое для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Правила закона о товарных знаках соответственно применяются и к знакам обслуживания.

Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании государственной регистрации в порядке, установленном соответствующим законом, или в силу международных договоров Российской Федерации. Исключительное право на товарный знак действует в течение 10 лет, считая с даты поступления заявки в Роспатент, срок действия может быть продлен многократно по заявлению владельца каждый раз на 10 лет. История товарного знака уходит корнями в далекое прошлое. С древнейших времен люди помечали свои вещи особыми знаками собственности.

По мере развития ремесел и торговли ремесленники тоже начали метить свои товары специально создаваемыми личными клеймами. Со временем клейма стали служить гарантией качества товара. Однако широкое распространение товарные знаки получили в XIX веке с развитием массового производства товаров. Предприниматели стали воспринимать товарный знак как предмет интеллектуальной собственности. Возникла необходимость в правовой охране товарных знаков фирм и корпораций.

Первые законы об охране товарных знаков были приняты во Франции в 1857 г., в Италии в 1868 г., в США в 1881 г., в России в 1895 г. Уже в 1891 г. было заключено Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков. Правовая охрана товарных знаков направлена на защиту производителей и потребителей, помогает предотвращать незаконное копирование маркированных знаками товаров и поэтому существует практически во всех странах мира.

Отсюда следуют функции товарного знака:

  • отличительная;
  • рекламная;
  • гарантийная;
  • охранительная (защитная).

Известно, что отношение потребителя к тому или иному товару или услуге определяется прежде всего тем, насколько полно данный товар или услуга удовлетворяют потребности потребителя. Зачастую потребитель невольно переносит свое отношение к товару или услуге и на товарный знак, в результате чего товарный знак начинает ассоциироваться с определенными свойствами и качеством товара или услуги. В мире ныне используется около 20 млн. товарных знаков; при этом в США и Японии действует более 1 млн., в Европе — более 3 млн., в России – менее 0,5 млн. Многие широко известные товарные знаки имеют солидный возраст.

Некоторым из них более 100 лет, например «Кока-кола», «Мерседес», «Филипс». В ведущих капиталистических странах в условиях острой конкурентной борьбы маркируется до 80% всех выпускаемых изделий. При этом товарный знак сам становится товаром. Стоимость его может достигать огромной суммы. Так, по признанию руководителей фирмы «Кока-кола», стоимость их товарного знака превышает стоимость всего имущества фирмы. Одна из характерных черт современного рынка – рост конкуренции не только товаров, но и товарных знаков.

Иногда считается, что синонимом понятия «товарный знак» («торговая марка») является понятие «бренд». С точки зрения специалистов и юристов, специализирующихся в области товарных знаков, понятия «бренд» и «брендинг», строго говоря, не правовые понятия, а термины, используемые в потребительской среде для объединения этапов продвижения товаров на рынок. Понятие бренда является некоторой совокупностью объектов авторского права, товарного знака и фирменного наименования. С развитием рыночных отношений охрана общеизвестных знаков приобретает все большую актуальность. Товарный знак, признанный общеизвестным, вносится Роспатентом в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков.

Выдача свидетельства на общеизвестный товарный знак осуществляется Роспатентом в течение месяца с даты внесения товарного знака в Перечень общеизвестных. Сведения, относящиеся к общеизвестному товарному знаку, публикуются в официальном бюллетене незамедлительно после их внесения в Перечень. Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно. Общеизвестные знаки привлекательны не только для потребителей, но и для недобросовестных фирм, которые стремятся перенести престиж знаменитых знаков на свои товары, пользуясь идентичной или сходной маркировкой. В большинстве стран при оценке общеизвестности знака принят подход, не признающий присвоение знаку статуса общеизвестного до судебного разбирательства.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы следующие обозначения:

  • словесные;
  • изобразительные;
  • объемные;
  • комбинированные;
  • особого вида.

Словесные товарные знаки представляют собой слова или сочетания букв, имеющих словесный характер. Они имеют перед другими видами товарных знаков преимущества, которые вытекают из их главной отличительной особенности – наличия фонетического аспекта. Словесные знаки, как правило, обладают большей различительной силой, лучше запоминаются и воспроизводятся, чем изобразительные, такой знак проще связывать с фирменным наименованием, создавать серии товарных знаков для одной фирмы. Примерно 80% товарных знаков в мире являются словесными. Особенно велики преимущества словесных товарных знаков с точки зрения рекламы. Словесные товарные знаки могут быть разделены на две основные группы: знаки в виде слов естественного языка и знаки в виде слов, образованных искусственно.

Естественные слова запоминаются легче, чем искусственные. Естественные слова – это обычные слова и сочетания слов различных языков: СЛАВА, БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ, NIKE, FORD, MON АМI, СПУНИК, КОСМОС, X-parameters (Agilent), Windows, Visual Studio, Visual C++ (Microsoft). Олимпийская символика, например «Пхенчхан-2018», также может выступать в качестве товарных знаков, и ее использование допускается только при условии заключения соответствующего лицензионного договора с Международным олимпийским комитетом или уполномоченными им организациями. Чаще всего естественные слова ассоциативно связаны с объектом маркировки. Искусственные слова – это слова, созданные специально для использования в качестве товарных знаков: НЕЙЛОН, BMW, MATLAB (MathSoft), ActiveX (Microsoft). Словесные товарные знаки регистрируются как в обычном шрифтовом исполнении, так и в специфическом графическом исполнении, которое придает им оригинальность (логотип).

Логотип – оригинальное начертание полного или сокращенного наименования организации или товара.

Логотип, как правило, является словесной частью товарного знака. Требования к логотипу: запоминаемость, универсальность, оригинальность, ассоциативность. В качестве товарного знака могут быть зарегистрированы имя, фамилия. Кроме того, в качестве словесного товарного знака может быть зарегистрирован слоган, то есть рекламная формула в виде афористичной, легко запоминающейся короткой фразы.

Интересно
Изобразительные товарные знаки могут представлять собой конкретные изображения, например животных, птиц, людей, неодушевленных предметов, символов (круг – символ солнца, треугольник – символ горы), абстрактные изображения, линии, фигуры, композиции орнаментального характера, шрифтовые единицы и цифры в художественной индивидуальной информации, различные композиции перечисленных элементов.

Очень часто при разработке изобразительных товарных знаков исходят из вида товара или услуг, изображения чего-либо характерного, или конкретного, или символичного, что вызывает определенные представления и ассоциации с конкретными предметами и понятиями. Объемные товарные знаки представляют собой изображения в трех измерениях и часто могут быть заявлены в качестве промышленных образцов. Нередко предметом объемного знака является оригинальная форма изделия, например форма мыла или шоколадная фигурка, или его упаковка, например оригинальная форма бутылки, флакона, коробки. Объемные товарные знаки, несмотря на известную схожесть с промышленными образцами, отличаются от них тем, что их форма связана не только с функциональным назначением.

Объемным товарным знаком признается такая форма изделия, которая не определяется исключительно его функциональным назначением и позволяет выделить изделия конкретного изготовителя из ряда однородных товаров. Однако, как правило, объемный товарный знак защищается одновременно и в качестве промышленного образца. Комбинированные товарные знаки представляют собой комбинацию элементов разного характера: изобразительных, словесных, объемных и т. п. Словесная и графическая части комбинированного товарного знака должны быть взаимосвязанными композиционно и сюжетно и образовывать единое целое.

В качестве товарного знака может быть зарегистрирована этикетка (label), которая заявлена и в качестве промышленного образца. Знаки особого вида применяются достаточно редко. В ряде стран зарегистрированы, например, звуковые товарные знаки (позывные радиостанций, музыкальные заставки к радио- и телепередачам). В последнее время появились товарные знаки для маркирования видеопродукции (например, видеоклипов). Но такие знаки можно отнести к изобразительным или словесным.

Заявка на регистрацию товарного знака подается на русском языке в федеральный орган власти по интеллектуальной собственности, она должна относиться к одному товарному знаку и содержать:

  • заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, его места жительства или места нахождения;
  • заявляемое обозначение;
  • перечень товаров, в отношении которых испрашивается государственная регистрация товарного знака и которые сгруппированы по классам МКТУ для регистрации знаков;
  • описание заявляемого обозначения;
  • документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу заявки в установленном размере;
  • устав коллективного знака, если заявка подается на коллективный знак, то есть для использования несколькими предприятиями.

Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) для регистрации знаков (классификация товарных знаков) была разработана Международным бюро по охране промышленной собственности в 1935 году и первоначально представляла собой основную классификационную схему для систематизации наименований товаров. Позднее классификация была дополнена перечнем классов услуг и впервые издана Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) в 1963 году на французском языке. Текст МКТУ был признан официальным в результате соглашения, заключенного заинтересованными в использовании МКТУ странами на дипломатической конференции в Ницце 15 июня 1957 г. и пересмотренного в Стокгольме в 1967 г. и в Женеве в 1977 г.

Соглашением предусмотрено принятие странами, подписавшими его, единой классификации товаров и услуг для регистрации товарных знаков и знаков обслуживания. МКТУ представляет собой перечень классов товаров и услуг с примечаниями (пояснениями) по их содержанию и снабжена алфавитно-предметным указателем наименований товаров и услуг (АПУ) с отнесением их к соответствующим классам. МКТУ постоянно дорабатывается и периодически издается в новых редакциях.

Перечень классов товаров и услуг представляет собой классификационную схему, содержащую 45 классов, 34 из которых относятся к товарам, 11 – к услугам, снабженных подробными примечаниями по поиску релевантных (смысловое соответствие между запросом и ответом на всех языках) запросов классов и по тематике каждого класса. Товары объединены в классы по видам материалов, из которых они изготовлены, либо по их функциям или отраслевому назначению. Перечень товаров в заявке приводится следующим образом: сначала указывается номер класса, а затем перечисляются товары этого класса. Номера классов располагаются в порядке возрастания. При составлении описания товарного знака следует описывать каждый его элемент.

Экспертиза заявки на товарный знак осуществляется федеральным органом власти по интеллектуальной собственности и включает предварительную (формальную) экспертизу поданных документов и экспертизу заявленного обозначения. Предварительная экспертиза документов заявки проводится в месячный срок с даты ее поступления в федеральный орган власти по интеллектуальной собственности. В ходе проведения предварительной экспертизы проверяется содержание заявки, наличие необходимых документов, их соответствие установленным требованиям. По результатам предварительной экспертизы заявителю сообщается о принятии заявки к рассмотрению и установлении приоритета товарного знака либо об отказе в принятии к рассмотрению.

При принятии к рассмотрению проводится экспертиза товарного знака. Цель экспертизы заключается в выявлении причин, препятствующих регистрации заявленного товарного знака. По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации. Сведения о регистрации товарного знака с его изображением публикуются в официальном бюллетене в течение шести месяцев с даты регистрации товарного знака. Право на использование товарного знака может быть предоставлено его владельцем другому юридическому или физическому лицу по лицензионному договору.

Правообладатель для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом с товарным знаком, состоит из латинской буквы R или латинской буквы R в окружности ® либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак» и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации. В России не используется в качестве охраны товарного знака буквосочетание ТМ (Trade Mark), которое применяется в США, Англии, Канаде, Нидерландах, Бельгии, Швейцарии и других странах для обозначения того, что знак охраняется не в силу регистрации, а в силу первого использования.

Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно помещен товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. В тех случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения.

Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

  • в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
  • в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

Лицо, производящее предупредительную маркировку по отношению к не зарегистрированному в РФ товарному знаку, несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)