Право на наименование места происхождения товара
Наименование места происхождения товара (НМПТ), которому предоставляется правовая охрана, – это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование наименования места происхождения товара может быть признано исключительное право производителей этого товара.
Не признается НМПТ обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в РФ во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства. Использование НМПТ допускается законом только для определенного круга лиц или предприятий, расположенных в соответствующей местности, и только для конкретных продуктов, производимых там (например, «Гжель» – для посуды, «Бордо» – для вина и т. п.). НМПТ, например «Хохлома», «Гжель» и т. п., можно также считать разновидностями товарных знаков. НМПТ может использоваться как коммерческое обозначение. Регистрация наименования места происхождения товара действует в течение 10 лет со дня подачи заявки и подтверждается свидетельством на право использования. Срок действия свидетельства может регулярно продлеваться каждый раз на 10 лет при уплате дополнительной пошлины.
НМПТ – это важный объект промышленной собственности. Обозначение этим знаком товара, свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями (например, вода Боржоми), людскими факторами (например, наличие в селе Палех специалистов высокого класса по изготовлению знаменитой палехской лаковой миниатюры) либо наличием обоих этих условий одновременно, свидетельствует об особых свойствах товара и повышает его конкурентоспособность.
Поэтому применение ложных или не соответствующих действительности наименований подобного рода ведет к искам со стороны законных обладателей и достаточно серьезным санкциям. Например, канадские виноделы по иску своих французских коллег уплатили по решению суда около полумиллиона долларов за употребление наименования вина «Шампанское», да еще и судебные издержки. Что же касается законности применения у нас в стране названия «Шампанское», то никакого нарушения здесь нет, так как мы выпускаем не просто «Шампанское», а «Советское шампанское», тем самым указывая место изготовления напитка. Право наших производителей выпускать и реализовывать на территории России (но не за рубежом) шампанские вина и коньяки под своими естественными и привычными для нас названиями является бесспорным. Приведенные примеры показывают, насколько осторожно нужно подходить к использованию наименования мест происхождения товаров.
- Правила работы с информационно-поисковой системой интернет-портала ФИПС
- Правила работы с классификаторами интернет-портала ФИПС
- Правила работы с реестрами интернет-портала ФИПС
- Общие сведения об интернет-портале ФИПС
- Право на товарный знак и знак обслуживания
- Особенности экспертизы заявки на полезную модель
- Экспертиза заявки на изобретение
- Содержание заявки на изобретение
- Признаки объекта изобретения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу