Практика и духовность

Практика (общественное бытие) и духовность образуют две важнейшие части общества. Роль практики и духовности меняется с развитием человечества. Об этом мы уже говорили в разделе об основном вопросе философии. С прогрессом человечества роль духовности в жизни общества возрастает. Это выражается в усилении (и увеличении) сознательной составляющей в общественном бытии (практике).

Социальная деятельность выступает в основных видах, демосоциальной, трудовой (производственной), экономической, политической, духовной (художественной, мировоззренческой, научной).

Она представляет собой единство материального и духовного, чувственного и логического, эмпирического и теоретического и делится на два типа: 1) практическую (демосоциальную, трудовую, политическую); 2) духовную (воспитательную, художественную, мировоззренческую, научную).

Указанные типы деятельности отличаются своими предметами, результатами, способами, мотивами. В первом случае – это материальные, во втором случае – духовные предметы, результаты, способы, мотивы. Практическая деятельность включает в себя духовную как составную и подчиненную часть.

Духовная деятельность включает в себя практическую в качестве составной и подчиненной части. Перечисленные типы социальной деятельности взаимосвязаны, играют разную роль в разных обществах и исторических эпохах: то одна, то другая социальная деятельность приобретает в обществе ведущее значение.

Общественное бытие, как мы уже говорили, включает в себя:

1) людей, общности, институты;

2) их совместную практическую деятельность;

3) результаты практической деятельности в виде материальных благ, тела людей, социальных институтов (тела общества).

Практика в узком смысле слова (практическая деятельность) составляет часть общественного бытия и совпадает с ним только при широком понимании данного термина (общественное бытие). В этом разделе практика будет употребляться в узком значении слова. Практика – это чувственно-предметная деятельность общественного человека, способ бытия его в мире.

В практике, с одной стороны, реализуются физические (тело) и духовные (сознание) способности людей, а с другой стороны, создается практическая культура: материальные блага, экономика, государство. С помощью практической культуры удовлетворяются практические (материальные, экономические, политические) потребности людей и происходит их (людей) воспроизводство и развитие.

С развитием практических потребностей происходит постепенное развитие сознания, мышления, памяти. Способность человека к целеполаганию, воображению, творчеству резко возрастает. У сознания появляются, а затем развиваются духовные потребности, интересы, влечения. Этот процесс сопровождается внешним отделением духовной, умственной, художественной деятельности от деятельности практической.

Духовная деятельность начинает опережать практическую деятельность, создавая богатый запас идей, программ, проектов, знаний на все случаи жизни, которыми можно воспользоваться. Происходит отделение умственного (духовного) труда от практического. Возникает класс людей практических и духовных (интеллигенция). Они развиваются как противоположности, находящиеся в отношениях единства и борьбы.

Духовность – это мыслительная деятельность людей, проявляющаяся в целеполагании, воображении, творчестве. Духовное бытие людей – это высшая форма бытия (сфера) общества, в которой раскрывается мыслительная свобода человека, ее независимость от общественного бытия. До определенного (постиндустриальноги) момента преобладающей стороной общества была практическая.

С начала постиндустриальной эпохи, интеллектуализации практической деятельности, появления информатики ведущей стороной становится духовная.

Духовность человечества начинает направлять практику в нужном направлении, и в этом видится спасение от тех глобальных конфликтов, в которых оказалось человечество в конце XX в. Это вызывает внимание к основным видам духовной деятельности, воспитанию, художественной, мировоззренческой, научной деятельности.

Воспитательная деятельность (подражание, образование, обучение) направлена на формирование личности человека, духовных ценностей, сознания личности. Художественная деятельность существует в форме живописной, музыкальной, танцевальной, архитектурной и т.п.

Мировоззренческая (и идеологическая) деятельность существует в трех видах: мифологической, религиозной, философской. Научная деятельность существует в форме естествознания, технознания, обществознания, человекознания и включает в себя множество разных по своему предмету и теоретическому уровню наук: физику, биологию, социологию, психологию и т.п.

В историческом идеализме, характерном для доиндустриальной эпохи человечества, основными формами деятельности считались политическая, религиозная, художественная. Такую же роль в обществе приобретали субъекты (и общности), осуществляющие эти виды деятельности: политики, жрецы, художники разного рода (музыканты, танцоры, живописцы и т.п.).

Именно духовную деятельность в качестве главной изучали философы в своих произведениях. Демосоциальная, трудовая, экономическая деятельность, являвшиеся уделом простонародья – трудящихся, не рассматривались в качестве деятельности, играющей важную роль в обществе. Предполагалось, что духовная деятельность выдающихся людей в целом выступает фундаментом и основой возникновения и развития человеческого общества.

В историческом материализме, характерном для индустриальной эпохи человечества, ведущей формой практической деятельности считалась производственно-экономическая (материально-производственная). Маркс писал в “Тезисах о Фейербахе”:

Общественная жизнь является по существу практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики.

Он первый высказал положение, что не теория, а практика является первопричиной жизнедеятельности людей:

…люди никоим образом не начинают с того, что “стоят в этом теоретическом отношении к предметам внешнего мирах. Как и всякое животное, они начинают с того, чтобы есть, пить и т.д., т.е. не “стоять” в каком-нибудь отношении, а активно действовать, овладевать при помощи действия известными предметами внешнего мира и таким образом удовлетворять свои потребности.

На наш взгляд, это верно только по отношению к животному. Но животное превращается в человека только с момента появления сознания, а когда сознание становится духовным, то люди становятся жрецами, художниками, учеными.

Для марксизма практика – это деятельность по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ.

Она включает в себя:

1) демосоциальную (приготовление пищи, ее потребление, уборка квартиры и т.п.);

2) трудовую (сельскохозяйственную, ремесленную, промышленную, торговую и т.п.);

3) экономическую (прибыль, хозрасчет, торговля, деньги и т.п.).

Политическая деятельность считается практической с определенными оговорками, когда в ней участвовала народная масса. В попытке развить марксизм, нейтрализовать его недостатки стараются придать “труду” (материально-производственной деятельности) более широкое значение “социальной деятельности”.

В диалектике практической и духовной деятельности безусловный приоритет отдается деятельности практической. В этом случае часто ссылаются на известную фразу Ленина:

Практика – выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности.

При этом главное внимание уделяется проблеме единства практики и теории, в котором практика, безусловно, считается определяющей, богатой, а теория определяемой, бедной стороной. Единство выражается в том, что теория без практики превращается в безжизненную догму, в пустоцвет на живом дереве развивающегося познания, а практика без теории оказывается слепой.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)