Порядок проведения инвентаризации и отражения ее результатов в учете
За своевременность и правильность проведения инвентаризации несут ответственность руководитель организации (согласно законодательству) и главный бухгалтер организации (согласно внутренним должностным инструкциям).
Для проведения инвентаризации приказом руководителя организации назначается инвентаризационная комиссия. В состав комиссии входят: руководитель организации, главный бухгалтер или заместитель главного бухгалтера, специалисты различных профилей (бухгалтера, инженеры, агрономы, зоотехники и т.д.) и из состава рабочих организации с различных видов производств. Членами инвентаризационной комиссии не могут быть материально-ответственные лица. За правильное документальное оформление инвентаризации несет ответственность главный (старший) бухгалтер.
Поэтому до начала инвентаризации необходима тщательная предварительная подготовительная работа:
- Инвентаризационная комиссия составляет календарный план проведения инвентаризации и распределяет работу между отдельными промежуточными группами (бригадами) комиссии.
- Каждая промежуточная группа (бригада) в зависимости от объекта проверки разрабатывает подробную программу проведения инвентаризации конкретных объектов и распределяет работу между членами группы (бригады). В каждой группе назначается (выбирается) старший (бригадир), а для инвентаризационной комиссии в целом из ее членов избирается председатель комиссии.
- Руководитель организации и главный (старший) бухгалтер проводят инструктаж членам комиссии о целях, задачах и порядке проведения инвентаризации.
- Бухгалтерия организации подготавливает все необходимые бланки документов для проведения инвентаризации (инвентаризационные описи, сличительные ведомости, промежуточные акты и т.п.).
- К началу инвентаризации все записи и остатки по счетам в регистрах аналитического и синтетического учета должны быть тщательно выверены, а все данные документов записаны в регистры.
Проверка материально-производственных ценностей, денежных средств и внеоборотных активов производится по месту их хранения обязательно в присутствии лиц, на ответственности которых находятся проверяемые ценности.
Выявленные и пересчитанные ценности записываются в инвентаризационные описи. Инвентаризационные описи составляются строго по местам проведения инвентаризациии материально-ответственным лицам на каждый вид ценностей. На ценности, не принадлежащие организации, составляются отдельные описи.
Все инвентаризационные описи составляют в двух экземплярах, по одному из них передают материально-ответственным лицам. После снятия фактических остатков ценностей и записи их в инвентаризационную опись инвентаризационная комиссия совместно с бухгалтерией проставляют в описи остатки ценностей по данным регистров бухгалтерского учета и выводят излишки и недостачи.
Все описи подписываются руководителем организации (если он является председателем комиссии) или председателем инвентаризационной комиссии и членами комиссии, а также соответствующими материально-ответственными лицами.
Перед подписью материально-ответственное лицо должно дать письменную справку следующего содержания: «Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи, комиссией проверены в натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении».
В бухгалтерии организации данные инвентаризационных описей сверяют с остатками, показанными в учете, и составляют сличительные ведомости по ценностям, по которым выявлены отклонения (излишек или недостаток). Сличительная ведомость подписывается комиссией и материально-ответственным лицом. Сличительная ведомость имеет форму следующей таблицы:
По результатам инвентаризации каждая группа (бригада) инвентаризационной комиссии составляет промежуточный акт по конкретному участку проводки, а по результатам полной инвентаризации – общий акт инвентаризации. В акте указывается состав инвентаризационной комиссии, результаты проведения инвентаризации, выводы и предложения. Акт инвентаризации утверждается руководителем организации.
По результатам инвентаризационная комиссия составляет протокол, отмечая в нем свои решения и предложения, который утверждается руководителем организации. Далее определяют порядок регулирования выявленных разниц между данными инвентаризации и бухгалтерского учета. Установленные расхождения должны быть отрегулированы в течение десяти дней после окончания инвентаризации.
Для своевременного урегулирования расхождений между фактическими остатками с данными бухгалтерского учета издается приказ руководителя организации с учетом отмеченных решений и предложений в протоколе инвентаризационной комиссии.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
- излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации либо увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации. На счетах у коммерческой организации эти излишки отражаются: Дебет счетов 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукции» и т.д. Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»;
- недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы на продажу), сверх норм – за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации либо уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.
На счетах у коммерческой организации эти операции отражаются следующим образом:
- выявленные недостачи ценностей:
Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит счетов 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» и др.; - недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли: Дебет счетов 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др. Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
- недостача имущества сверх величин (норм) убыли, потерь от порчи: Дебет счета 73 «Расчеты с персоналам по прочим операциям» Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
- недостача ценностей сверх величины (норм) убыли и потерь от порчи ценностей при отсутствии конкретных виновников, а также недостача товарно-материальных ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необъективности исков: Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
- при взыскании с виновных лиц стоимости недостающих ценностей разница между стоимостью недостающих ценностей, зачисленных на счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», и их стоимостью, отраженной на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей, относится: Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов», а по мере погашения задолженности: Дебет счета 98 «Доходы будущих периодов» Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Если выявленные при инвентаризации недостачи и порча имущества связаны с чрезвычайными ситуациями, то стоимость такого имущества списывается со счетов учета ценностей (ресурсов) на дебет счета 99 «Прибыли и убытки».
- Национальные и международные профессиональные организации
- Профессия и профессиональная этика бухгалтера
- Руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации
- Национальные и международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности
- Учетная политика организации
- Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера
- Понятие централизации и децентрализации бухгалтерского учета
- Значение и основные предпосылки рациональной организации бухгалтерского учета и его аппарата
- Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу