Пороговая доля рынка

Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга.

Простейший количественный критерий, превышение которого позволяет отнести предприятие к категории монополистов или занимающих доминирующее положение на рынке.  Подобный подход имел место в Великобритании в начале осуществления там антимонопольной политики.

Первым антимонопольным законом 1948 года предписывалось информировать Комиссию по монополиям и слияниям обо всех случаях, когда доля одной фирмы (единичная монополия) или группа совместно действующих фирм ограничивает конкуренцию, захватывая не менее 1/3 общего объема данного товарного рынка.

Законом 1973 года порог был снижен до 25%. В России действует порог в 35%.

Те предприятия, которые превышают эту долю, включаются в Государственный реестр предприятий монополистов. Существуют отличия в использовании этого порогового критерия в английской и российской практике.

Интересно
В Англии пороговый уровень (треть или четверть рынка) применялся прежде всего для контроля групповой деятельности независимых компаний. Именно факты такого поведения подлежали регистрации с последующим рассмотрением в специальном суде.

Единичные фирмы, даже если они имели более высокую, чем пороговая, долю рынка, ни в какой реестр не включались.

В каждом конкретном случае их поведение, которое ограничивало конкуренцию, расследовалось отдельно, на что уходило нередко несколько лет.

Кроме того, 25%-ная пороговая доля рынка действовала не только в отношении продавцов, но и в отношении покупателей данного товара, тогда как по российскому законодательству 35%-ный порог применяется лишь к продавцу (производителю).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)