Понятие о профессиональной психологии, этике, этикете

Рассмотрим эти дефиниции.

Что такое психология? Есть несколько определений этого понятия: “наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности”, “наука о закономерностях, развитии и формах психической деятельности человека”. Психика — это особенности характера, душевный склад человека. Коммерческая психология — это профессиональная психология, означающая психическую деятельность человека в коммерческой среде.

Успех деятельности коммерсанта зависит не только от его общей профессиональной подготовки, но и от знания коммерческой психологии.

Коммерческая психология для продавца — это умение учитывать психологию покупателя на всех этапах торгового обслуживания: учитывать мотивы, причины и цели, которыми руководствуются покупатели при приобретении товара: индивидуальные, половые, возрастные, национальные и другие особенности спроса; психологические особенности воздействия торговой рекламы; психология моды как фактора, влияющего на спрос и предложение.

Коммерческая психология предполагает умение произвести благоприятное впечатление на партнера, поставщика, покупателя и т. д. К понятию психологии близко примыкают понятия этики, этикета.

Этика — система норм нравственного поведения человека или принципы его нравственного поведения.

Профессиональная этика — система норм нравственного поведения в какой-либо профессиональной среде (группе). Эти нормы нравственного поведения человека могут включать честность, обязательность, благородство, верность данному слову и др.

Среди христиан получила широкое распространение христианская этика — не убий, не укради, не лги и т. д. Эти нормы получили отражение в христианских заповедях, которым должен следовать каждый истинный христианин.

Этикет — слово французского происхождения (¬ti- quette), установленный порядок поведения где-либо.

Различают следующие виды этикета:

  • общегражданский (современный);
  • дипломатический;
  • придворный;
  • воинский;
  • деловой (профессиональный).

Современный этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями.

Так, из Древнего Рима к нам пришел обычай гостеприимства и хлебосольства. Скандинавы ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом наиболее уважаемым гостям. Народы Кавказа издревле уважительно относятся к старшим по возрасту и женщинам: при появлении пожилого человека все встают, а женщина останавливает схватку мужчин — для этого ей достаточно бросить между дерущимися платок.

Любопытные таблички можно встретить в голландских трамваях и автобусах: “Детям от 4 до 19 лет сидеть запрещается”. Попавшему в такой автобус российскому гражданину это кажется поначалу странным. Попробуй нашему бойкому и удобно рассевшемуся парнишке сделать замечание — мама налетит коршуном. У них уважение к старшим и вежливость прививают с малолетства в такой наглядной форме.

Первое печатное пособие по этикету в России появилось в 1717 г. при Петре I и называлось “Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению”. Там были, к примеру, такие наставления: “Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи.

Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже”, “Не жри, как свинья, и не дуй в ушное (суп), чтобы везде брызгало, не сопи, когда ешь”, “Ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай губ рукою, но полотенцем… Не облизывай перстов и не грызи костей, но об- режь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткой” и т. д.

По указанию Петра I была издана книга Эразма Роттердамского “О правилах хорошего тона” в количестве 100 экземпляров на русском и голландском языках.

Вместе с тем требования этикета не являются абсолютными. Соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества.

Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение. Оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие устойчивые взаимоотношения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)