Понятие качества продукции

Качество продукции или услуг – это определенный перечень показателей свойств продукции или услуги, благодаря которым они способны удовлетворять необходимые потребности потребителя при их использовании и эксплуатации, включая уничтожение и утилизацию.

В наше время такие понятия, как рентабельность, эффективность, производительность, цена, прибыль тесно связаны с показателями качества выпускаемой продукции.

Качество становится объектом планирования на всех уровнях государства. В связи с этим возникает необходимость в численном выражении измерения и оценки качества продукции.

Квалиметрия от лат. «квали» – «какой» и др. – гр. «метрео» – «мерить, измерять».

Развитие квалиметрии происходит по двум основным направлениям:

  1. Прикладная квалиметрия – осуществляет разработку методик по оценке качества.
  2. Теоретическая квалиметрия рассматривает опросы методологии и оценивания качества объекта.

Основными целями квалиметрии являются:

  • создание методов определения численных значений показателей качества, обработка данных и определение требований, обеспечивающих точность вычислений;
  • создание перечня методов определения наиболее оптимальных значений показателей качества продукции;
  • обоснование выбранного перечня показателей качества продукции при разработке способов повышения качества и запланированной стандартизации;
  • определение единых методов оценки уровня качества продукции для возможности сопоставления результатов;
  • определение единых методов оценки отдельных свойств продукции.

Для определения качества продукции используют три независимых друг от друга понятия:

  1. Качество продукции – свойства продукции, определяющие ее способность удовлетворять потребности, связанные с назначением продукции.
  2. Главное (единичное) качество продукции – определяет одно, первостепенное свойство продукции и определяет потребительную стоимость.
  3. Интегральное качество продукции – определяется совокупностью всех свойств (экономических, эстетических и функциональных) продукции.

Методы определения показателей качества продукции следующие:

  1. Измерительный метод – данные о продукции получают путем использования технических средств измерений. С помощью данного метода определяют физические параметры (скорость, масса, геометрические размеры и т. д.).
  2. Расчетный метод – основан на обработке информации, полученной путем теоретических и эмпирических зависимостей, и служит для определения мощности, массы, производительности и т. д.
  3. Органолептический метод – основан на восприятии органов чувств человека (зрение, слух, осязание, обоняние) и выражается в баллах. С помощью данного метода определяют показатели качества парфюмерной, табачной, кондитерской и других видов продукции.
  4. Традиционный метод – проводится компетентными специалистами в лабораториях, на испытательных стендах и т. д.
  5. Экспертный метод – проводится специалистами – экспертами (дизайнерами, товароведами, дегустаторами и т. д.).
  6. Социологический метод – непосредственное использование продукции потребителем и сбор информации о качестве продукции путем анкетирования, выставок, конференций и т. д.

Номенклатура показателей качества продукции.

Показатели назначения – характеризуют свойства продукции, определяющие функции, для которых она предназначена.

При определении показателей назначения учитывают:

  • цель выполняемой оценки;
  • условия эксплуатации или применения продукции;
  • назначение продукции.

В группу показателей назначения входят подгруппы:

  • показатели структуры и состава – химический состав, структура, комплектующие изделия;
  • классификационные показатели – зависят от специфики продукции;
  • показатели технического совершенства – отражают актуальность принятого при создании продукции технического решения.

Показатели надежности определяют свойства продукции сохранять заданные параметры качества в процессе эксплуатации, ремонта, транспортирования и т. д.

К показателям надежности относятся:

  • сохраняемость – свойство сохранять заданные параметры качества в процессе хранения и транспортирования;
  • ремонтопригодность – свойство продукции к обнаружению, предупреждению и устранению отказов и повреждений;
  • безотказность – свойство продукции сохранять работоспособность в определенном промежутке времени;
  • долговечность – показатели, определяющие ресурс или срок службы продукции.

Показатели технологичности характеризуют эффективность принятых при производстве и эксплуатации продукции конструктивно—технологических решений.

Основные показатели технологичности – себестоимость, трудоемкость, материалоемкость.

Относительные показатели технологичности – коэффициент использования материала.

Показатели стандартизации и унификации обусловлены уровнем использования в изделии стандартных узлов и деталей, а также степенью их унификации.

Показатели стандартизации и унификации выражаются:

  • коэффициентом применяемости;
  • коэффициентом повторяемости;
  • коэффициентом унификации.

Показатели транспортабельности – свойство продукции сохранять показатели качества в процессе перемещения, не связанного с эксплуатацией.

Прямые показатели транспортабельности – затраты на подготовку к транспортированию, транспортирование и подготовка к эксплуатации после транспортирования.

Эргономические показатели характеризуют степень взаимодействия человека с изделием.

Эргономические показатели включают:

  • антропометрические – соответствие размерам тела человека;
  • гигиенические – уровень шума, освещенность, токсичность и т. д.;
  • физиологические – соответствие физическим возможностям человека;
  • психофизиологические – учитывают возможности органов чувств человека;
  • психологические – учитывают особенности нервной системы человека.

Эстетические показатели характеризуют композицию, форму и рациональность продукции.

Патентно—правовые показатели характеризуют патентную защиту новых технологий.

К патентно—правовым показателям относятся:

  • показатель патентной защиты указывает на использование в изделии, произведенном в нашей стране, изобретений, признанных в России и за ее пределами;
  • показатель патентной чистоты указывает на возможность реализации изделий в России и за рубежом.

Показатели однородности характеризуют неизменность параметров продукции при серийном изготовлении.

Показатели устойчивости – способность продукции сохранять свои свойства при взаимодействии в процессе эксплуатации с вредной средой.

Экологические показатели определяют уровень вредных воздействий на окружающую среду и человека, возникающий в момент эксплуатации продукции.

Показатели безопасности определяют в процессе эксплуатации для обслуживающего персонала

Экономические показатели определяют затраты на разработку, производство и эксплуатацию продукции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)