Номенклатура сертифицированных услуг и порядок их сертификации

Оказание услуг – это широко распространенная деятельность, которая осуществляет удовлетворение потребностей клиентов путем выполнения определенных услуг, необходимых людям, организациям или социальным группам.

Простейшие услуги – оказание помощи в повседневных вопросах не требующие специальной подготовки и знаний.

Сложные услуги – оказание дорогостоящей помощи квалифицированными специалистами, обладающими специальными знаниями и навыками с использованием необходимого оборудования.

Сертификация услуг включает в себя такие понятия, как услуга, потребность, деятельность.

В области услуг состоят крупные секторы экономики:

  1. Транспорт
  2. Финансы
  3. Здравоохранение
  4. Торговля
  5. Наука
  6. Спорт
  7. Образование и т. д.

Классификация услуг включает в себя:

  • бытовые услуги;
  • жилищно—коммунальные услуги;
  • правовые услуги;
  • услуги грузового и пассажирского транспорта, связи;
  • услуги системы образования, культуры, туристическо—экскурсионные услуги;
  • услуги физической культуры и спорта, медицинские, санаторно—оздоровительные услуги.

Номенклатура сертифицируемых услуг (работ).

Постановлением Правительства РФ в перечень работ и услуг включены бытовые услуги, подлежащие обязательной сертификации:

  • услуги торговли и общественного питания;
  • химическая чистка и хранение;
  • услуги парикмахерских;
  • жилищно—коммунальные услуги (услуги гостиниц и других мест проживания);
  • ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых приборов и бытовых машин;
  • техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
  • транспортные услуги (услуги по перевозки пассажиров автомобильным транспортом);
  • туристические и экскурсионные услуги.

Помимо существующих нормативных документов (ГОСТ, ГОСТР, СНиП, СанПиН), при выполнении процедуры сертификации услуг, состоящих в Перечне, применяют правила выполнения отдельного вида работ и оказания отдельного вида услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ.

К ним относится:

  1. Правила продажи отдельных видов товаров.
  2. Правила оказания услуг общественного питания.
  3. Основные положения по допуску транспортных средств в эксплуатацию и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и др.

Работа по проведению сертификации услуг производится в той же последовательности, что и при сертификации продукции, и состоит из шести этапов:

  1. Оформление и подача заявки на проведение сертификации услуг.
  2. Рассмотрение заявки и принятие решения о проведении сертификации услуги.
  3. Оценка необходимого соответствия услуг и работ установленному требованию.
  4. Принятие окончательного решения о выдачи сертификата.
  5. Оформление и выдача сертификата и лицензии, дающей право на использование знака соответствия.
  6. Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной услугой или работой.

При проведении сертификации услуг и работ используют семь схем.

Схема 1. Качество и безопасность услуг зависят от исполнителя (экскурсовод, парикмахер, педагог и т. д.).

Схема 2. Оценка процесса оказания услуг:

  • наличие нормативной документации;
  • методическое, метрологическое, информационное, организационное и другое обеспечение процесса оказания услуг;
  • стабильность и безопасность процесса;
  • квалификация и профессионализм рабочего и обслуживающего персонала;
  • безопасность реализованных товаров.

Схема 3. Сертификация производственных услуг.

Схема 4. Оценка организации – исполнителя услуг на соответствие государственным стандартам и правильности присвоения категории (разряд, тип, класс и т. д.).

Схема 5. Сертификация наиболее опасных услуг и работ (пассажирские, медицинские и пр.) осуществляется по стандартам серии ИСО 9 000.

Схема 6. Сертификация услуг и работ небольших предприятий.

Схема 7. Сертификация исполнителя, имеющего систему качества.

В качестве проверки результата услуги или работы проводят социологические опросы или используют экспертные методы

Для оценки материальных услуг (химчистка, ремонт и т. д.) используют инструментальный метод. В необходимом случае орган по сертификации имеет право на привлечение испытательной лаборатории.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)