Понятие «интеллектуальная собственность» с юридической и философской позиций

По сложившимся во Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС, WIPO – World Organization Intellect Property) представлениям существуют следующие виды собственности (рис. 2.1):

  • недвижимая собственность – земля и постоянно находящиеся на ней объекты, например строения;
  • движимая собственность, состоящая из разнообразных перемещающихся в пространстве вещей, например автомобиль или наручные часы;
  • собственность на ценные бумаги, например валюту, акции, векселя, облигации;
  • интеллектуальная собственность, объектами которой являются творения человеческого разума, интеллекта.

Понятие «интеллектуальная собственность» с юридической и философской позиций

Следует обратить внимание на существующие различия в понимании интеллектуальной собственности с юридической и философской точки зрения. Понимание интеллектуальной собственности в контексте авторского и патентного права имеет достаточно глубокие исторические корни. В античности и в средневековье взаимоотношения между автором и «издателем» (книгопродавцем), а также между изобретателем и лицами, внедряющими изобретения, регулировались обычаем и традицией.

Интересно
Лишь в конце XVII века в Англии были приняты первые законы о защите прав изобретателя, а чуть позже – и автора (они в ту эпоху назывались «законами о монополии»). В последующие века система авторского и патентного права утвердилась во Франции, Германии и других государствах.

С юридической точки зрения интеллектуальная собственность – это особые виды идей (особые типы знания и информации), которые являются «новыми» или «оригинальными» по своему содержанию, «совместимы» с определенным материальным носителем, могут быть как свободно размножены, так и свободно «отчуждены» от творца, автора или изобретателя. Можно говорить, что это информация, которая может быть представлена на материальном носителе и распространена в неограниченном количестве копий по всему миру. Собственностью являются не эти копии, а именно отражаемая в них информация. Если говорить об искусстве, то интеллектуальный собственник здесь не только строго «художник», но и артист, режиссер; в качестве изобретателя может выступать «создатель новых компьютерных программ, интегральных схем или даже оригинальных моделей в биотехнологии», «обладатель «ноу-хау» и т. п.

Везде, где законом обеспечивается защита новых идей, произведений или новых технологий, можно говорить, что там действует право интеллектуальной собственности. При этом право интеллектуальной собственности почему-то обходит своим вниманием такую сферу человеческого творчества как наука. Существует точка зрения, что научные открытия не должны упоминаться среди видов интеллектуальной собственности, поскольку ни одно национальное законодательство и ни один международный договор не дают какого-либо права на собственность применительно к научным открытиям.

Право на интеллектуальную собственность в науке отвергает и законодательство России. С общефилософских и гуманистических позиций интеллектуальная собственность – это собственность на любое знание и информацию, на любую идею, на любое идеальное (интеллектуальное, духовное) имущество. Это владение, распоряжение и пользование всяким идеальным (интеллектуальным) объектом, оказавшимся в социальном поле тяготения человека.

Это определение можно назвать «расширенным» определением интеллектуальной собственности в противовес узкому «юридическому» определению. Понятиями «знание и информация», «идея», «интеллектуальное имущество» здесь охватывается весь мир интеллектуальных объектов, вся интеллектуальная субстанция. Все, что находится за пределами этого мира, этой субстанции, уже материально и относится к миру вещественной собственности.

В результате, всякий субстанциональный (субстратный) объект собственности или материален, или интеллектуален (идеален). Существуют два ключевых процесса, определяющие важнейшие из трансформаций в знании – это процесс генерации знания и процесс его объективации. Японский ученый Й. Масуда, говорит о четырех основных типах объективации: звуковой, письменной, печатной, электронной. Каждый из этих типов объективации, по его мнению, может быть рассмотрен как «индикатор степени прогресса по отношению к предшествующей структуре информации». И действительно, при переходе от звуковой объективации к электронной наблюдается постепенное усложнение способа информационного представления знания.

Генерация – это процесс эманации, творения знания, появления новооткрытого знания из общеизвестного. Знание в процессе генерации приобретает такие признаки оригинальности и новизны, которые, в конечном счете, и служат критерием, отличающим новооткрытое знание от общеизвестного знания. Лицо, создающее новое и оригинальное знание, можно назвать генератором или творцом.

Процесс, обратный процессу генерации, называют диссеминация – это трансформация новооткрытого знания в общеизвестное; «устаревание» («старение», «моральное старение») знания и одновременно распространение его до того рубежа, когда им начинают владеть все или владеет какая-либо одна профессиональная группа, при этом не перекрывающая доступ к знанию и другим индивидам. Если генерация ведет нас от общеизвестного знания к новооткрытому, то диссеминация проводит от новооткрытого знания к общеизвестному.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)