Понятие и виды правоохранительных органов
В законодательстве и указах Президента РФ нет исчерпывающей формулировки понятия «правоохранительные органы». В п. 1 Положения о координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г., речь идёт о координации деятельности органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, других федеральных органов в целях повышения эффективности борьбы с преступностью.
Формулировку «правоохранительные органы» можно также встретить в различных документах ненормативного характера. Например, в Федеральных целевых программах по усилению борьбы с преступностью, утверждённых Президентом РФ, Правительством РФ говорится о «правоохранительной системе», «о взаимодействии правоохранительных органов», «о соглашении правоохранительных органов стран СНГ». Это понятие применяется и в других документах как обобщающее для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность осуществления правоохранительной деятельности.
В настоящее время у юристов нет единого мнения о том, какие органы относятся к правоохранительным. Мы уяснили признаки деятельности, получившей название правоохранительной, и, исходя из этих признаков, можно определить критерии, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иных государственных органов к числу правоохранительных. От понятия «правоохранительные органы» необходимо отличать понятие «правоприменительные органы», являющееся более широким.
Применять право – означает действовать на основании норм закона, без этого невозможна жизнедеятельность граждан, государства и современного общества. Право применяют все юридические и физические лица. Но о правоприменительных органах речь идёт лишь тогда, когда право применяют государственные органы. К ним относятся все органы государства, включая и правоохранительные. Иными словами, правоохранительные органы – это только часть правоприменительных. Правоохранительные органы составляют определённым образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои чётко определённые задачи.
Правоохранительная деятельность осуществляется с целью охраны и защиты права в стране. При этом в разряд приоритетных направлений выдвигается задача защиты прав и свобод человека и гражданина. С принятием Декларации прав и свобод человека и гражданина и особенно с принятием новой Конституции (1993 г.) ситуация в России изменилась. Конституция РФ, развивая основные положения Декларации, закрепила широкий круг прав и свобод человека и гражданина (гл. 2, ст. 17 – 62), которые в настоящее время в полной мере соответствуют требованиям международных стандартов по правам человека. По общему признанию, «Конституция РФ – правовая конституция, в ней реализован «образ права», соответствующий правовому государству, что позволяет применять действующие законы в соответствии с Конституцией РФ».
Утверждение прав и свобод человека и гражданина в качестве высшей ценности невозможно без обязанности государства не только признавать, но и неукоснительно соблюдать, а также защищать эти права и свободы.
В процессе правоохранительной деятельности охрана прав и свобод человека и гражданина переводится в русло практического их обеспечения. Правоохранительные органы обязаны осуществлять охрану жизни и здоровья каждого человека и гражданина, защиту чести, достоинства, обеспечение личной свободы и неприкосновенности. Подлежат защите и охране право на неприкосновенность частной жизни, право на благоприятную окружающую среду, право частной собственности и т.д.
К числу основных задач, осуществляемых правоохранительными органами, относится также обеспечение законности, общественного порядка и общественной безопасности в стране.
Правоохранительные органы обязаны вести постоянную работу по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и иных правонарушений, а в случае совершения преступлений оперативно раскрывать их, устанавливать и изобличать виновных, а также ограждать невиновных от необоснованных подозрений и обвинений.
Важной задачей этих органов является охрана прав и законных интересов государственных предприятий, учреждений и организаций, общественных, частных и иных организаций и объединений.
Задачи правоохранительных органов состоят либо в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например, при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает ещё и наказания.
Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество человека и гражданина, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т.д. от преступных посягательств.
Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений:
- Начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод: сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить их.
- Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях – и в определённой процессуальной форме.
- Правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего юридическую подготовку.
- Решения правоохранительных органов во всех случаях являются мерами юридического воздействия, основанными на законе и соответствующими обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов.
- Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами.
- Все связанные с преступлениями и иными правонарушениями решения правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
Таким образом: правоохранительный орган – это государственный орган, осуществляющий специализированную правоохранительную деятельность, обеспечивающую защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, общественных и государственных институтов от преступных посягательств.
Когда речь идёт о преступлениях, правоохранительные органы, на которые законом возложено расследование уголовных дел или их судебное разбирательство, часто называют органами уголовной юстиции. Это вполне правомерно. К уголовной юстиции относятся все органы, которые в полной мере или частично осуществляют свою деятельность в связи с преступностью. Не относятся к уголовной юстиции те правоохранительные органы, к компетенции которых отнесено реагирование на гражданские, административные и дисциплинарные правонарушения.
Система правоохранительных органов – это совокупность взаимосвязанных государственных органов и общественных организаций, создаваемых для охраны права путём применения соответствующих санкций.
Правоохранительная система – понятие более широкое, нежели понятие системы правоохранительных органов. Правоохранительная система – это совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защиту общественных отношений от противоправных посягательств. Правоохранительная система включает как правовые, так и государственные структуры. Это, прежде всего, система юридических норм, в которых правоохранительная функция выступает на передний план. И только тогда, когда нарушаются правовые запреты и возникает необходимость в применении соответствующих санкций, подключаются правоохранительные органы.
С учётом сказанного к правоохранительным органам следует отнести:
- суды: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов; районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее – районные суды); военные суды; специализированные суды); арбитражные суды (арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов РФ; специализированные арбитражные суды) и суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ);
- прокуратуру;
- государственные органы правопорядка и безопасности (МВД, ФСБ, ФСКН, ФТС, ФСО, СВР);
- рганы предварительного расследования преступлений (предварительное следствие – Следственный Комитет РФ, следственные подразделения при ОВД, ФСБ, ФСКН) и органы, уполномоченные вести дознание и оперативно-розыскную деятельность, определены в ст. 40 УПК РФ, а также в ст. 13 ФЗ об ОРД (ОВД, ФСБ, ГПС МЧС РФ, ФТС, ФСО, СВР, ФСКН, ФССП, ФСИН, командиры воинских частей);
- органы по правовому обеспечению и правовой помощи (Министерство юстиции, нотариат, адвокатура) и негосударственные организации обеспечения правоохраны (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, добровольные народные дружины, общественные пункты охраны правопорядка, внештатные сотрудники полиции, частные детективные и охранные предприятия, ведомственная охрана и др.).
- Правовые средства реагирования прокурора на выявленные правонарушения
- Основные функции деятельности прокуратуры
- Ведомственная охрана: содержание, задачи, права и обязанности сотрудников ведомственной охраны
- Понятие, задачи и особенности правового регулирования деятельности частных детективных и охранных служб. Права и обязанности частного детектива и частного охранника
- Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре. Статус адвоката и организация адвокатской деятельности адвокатуры
- Федеральная таможенная служба Российской Федерации: система и задачи
- Понятие, задачи, права и обязанности налоговых органов Российской Федерации
- Военная полиция Вооружённых сил Российской Федерации
- Органы государственной охраны: задачи, функции и основные полномочия
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу