Понятие и сущность миграционного учета иностранных граждан на территории РФ

Исследуя сущность понятия «миграционный учет» следует уяснить содержание терминов его образующих. Под миграцией понимается территориальное перемещение населения или индивидуумов, в результате которого изменяется их место жительства.

Субъектами миграции могут быть как граждане конкретного государства (внутренняя миграция), так и иностранные граждане, а также лица без гражданства (внешняя миграция).

Учет трактуется как:

  • установление наличия, количества чего-нибудь путем подсчетов;
  • регистрация ассоциируется с занесением в списки лиц, состоящих где-нибудь.

Объединив оба термина, можно сделать вывод, что миграционный учет охватывает все категории мигрантов на территории государства.

Вместе с тем, законодательство Российской Федерации исходит из иного, более узкого подхода к содержанию миграционного учета, рассматривая его исключительно применительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Относительно российских граждан имеет хождение термин «регистрационный учет». Такой подход не совсем корректен с точки зрения правовой доктрины.

Однако, в рамках данной темы мы будем придерживаться законодательно закрепленной трактовки миграционного учета.

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации – одна из форм государственного регулирования миграционных процессов, состоящая в деятельности по фиксации и обобщению предусмотренных законодательством сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства и направленная на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Правовые основы миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации составляют следующие основные нормативные правовые акты:

  • Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2005 г. № 186 «Об утверждении Положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федера-
    цию соотечественников, проживающих за рубежом»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. № 94 «О государственной информационной системе миграционного учета»;
  • Приказ ФМС России от 23 сентября 2010 г. № 287 «Об утверждении формы заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, формы уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания»;
  • Приказ ФМС России от 17 июня 2013 г. № 277 «Об утверждении формы отметки о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемой многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг»;
  • Приказ ФМС России от 29 августа 2013 г. № 364 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации».

Как любая деятельность, миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации носит целеполагающий характер.

Она осуществляется в целях:

  • создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей;
  • выработки и реализации государственной политики в сфере миграции;
  • формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции;
  • планирования развития территорий Российской Федерации;
  • управления в кризисных ситуациях;
  • защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.

Миграционный учет предполагает сбор, систематизацию и хранение информации об иностранных гражданах и лицах без гражданства. Подобная деятельность очень тесно связана с защитой конституционных прав и
свобод человека и гражданина. В этой связи, в организации указанной деятельности следует избегать руководства целесообразностью.

Она должна носить строго регламентированный характер, базирующийся на следующих основополагающих началах (принципах):

  • свобода передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (гарантируется ст. 27 Конституции Российской Федерации);
  • защита государством права иностранных граждан на свободу передвижения и выбор ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации на основе законности и соблюдения норм международного права (гарантируется ст. 17 и ст. 45 Конституции Российской Федерации);
  • сочетание интересов личности, общества и государства;
  • обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и защита иных национальных интересов Российской Федерации;
  • доступность совершения действий, необходимых для осуществления миграционного учета;
  • унификация правил миграционного учета.

Обязанность осуществлять миграционный учет в Российской Федерации возложена на самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающее и осуществляющее в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативному правовому регулированию в сфере миграции (ГУВМ МВД России), и его территориальные подразделения. ГУВМ МВД России в целях реализации миграционного учета осу- ществляет следующие функции.

Таким образом, миграционный учет осуществляется в целях реализации гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод, обеспечения национальной и общественной безопасности Российской Федерации, на основе тесного взаимодействия органов миграционного учета с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Такое взаимодействие носит общеобязательный характер, осуществляется в соответствии со строго регламентированным порядком и сроками, на безвозмездной основе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)