Понятие и содержание конституционного строя РФ

В современной науке государственного (конституционного) права всё чаще используется термин “конституционный строй”. Этим понятием фиксируется строго определенная, основополагающая часть социальных отношений, с помощью которых определяются организационные и функциональные основы единства общества.

Вместе с тем, с помощью характеристик конституционного строя предопределяется совокупность принципов, без которых строй государства не может быть конституционным.

Понятие “конституционный строй”, как новое для современной России, для науки государственного (конституционного) права, развивается из категорий общественного и государственного строя. Однако между понятиями общественного, государственного строя и конституционного строя можно выделить определенные различия. А именно:
  • во-первых, общественный строй не является государственно- правовой категорией. Общественный строй – это социально-политическое понятие, с помощью которого охватывается вся сумма общественных отношений;
  • во-вторых, как общественный, так и государственный строй могут быть неконституционными, а их воздействие на общество – преимущественно неправовым. Если же государство воздействует на общество, на общественный строй посредством установления правовых норм, опираясь при этом на конституцию, то это позволяет говорить о началах конституционного строя;
  • в-третьих, традиционно в отечественной науке и практике общественный строй получил ярко выраженную идеологическую форму закрепления (выделяя классовый характер общества и пр.).

Одной из отличительных особенностей конституционного строя следует считать его надидеологизированную природу. Конституционный строй призван опираться на прочные экономические, социальные, политические и духовные основы, которые создают реальные условия для развития соответствующих общественных отношений и, главным образом, для привлечения народа к управлению делами государства.

До признания народа источником власти нет и не может быть и речи о конституционном строе. Конституционный строй возникает с момента признания народа в качестве источника государственной власти и, как следствие, с момента возникновения института выборов, парламента, сформированного на основе выборов, стремления к обеспечению юридического равенства граждан, юридически наделенных правом участия в формировании парламента и отправлении власти, чего нет вне конституционного строя.

Именно народовластие является сущностью конституционного строя, а само народовластие означает принадлежность всей власти народу, её свободное осуществление в полном соответствии и с его суверенной волей.

Ленин В.И. говорил, что всякая буржуазная революция “…есть в конце концов процесс создания конституционного строя, и ничего более. Это истина”. И в другом месте: “Такая форма правления, когда народ участвует в законодательстве и управлении, называется конституционной формой правления (конституция – закон об участии народных представителей в законодательстве и управлении государством)”.

Однако следует иметь в виду, что конституционный строй возникает раньше писаной конституции, которая принимается на заключительном этапе формирования конституционного строя в качестве его юридической гарантии (либо не принимается вообще, как в Великобритании).

То обстоятельство, что конституционный строй может какое-то время существовать без конституции, говорит о первичности конституционного строя, т.е. в данном случае мы говорим о конституционном строе в объективном смысле (объективная категория), который нуждается в писаной конституции лишь в качестве дополнительной гарантии своей законности, легитимности, стабильности.

Поэтому можно сказать, что конституционное государство – это такое государство, которое признает народ источником своей власти и действующее в соответствии с интересами народа. Вместе с тем, конституционный строй есть условие и средство юридического оформления гражданского общества и правового государства.

Сказанное позволяет дать следующее определение понятия конституционного строя как объективной категории.

Конституционный строй– это система социально-правовых отношений и институтов народовластия, которая основана на совокупности принципов, содействующих закреплению в обществе стабильных, гуманных и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)