Понятие и предмет государственного права РФ как отрасли права

Исследование любого общественного явления должно начинаться с выяснения его понятия и его специфики. Не составляет исключение в этом плане и государственное право Российской Федерации.

Однако, прежде всего, следует обратиться к выяснению содержания самого термина – «государственное право». Этот термин имеет многогранное значение и употребляется для обозначения отрасли права, отрасли науки права, учебной дисциплины.

Государственное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют определенную область общественных отношений. Нормы права, образующие эту отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками и, вместе с тем, отличаются от норм других отраслей права.

Государственное право как наука – это совокупность научных знаний, теорий, обобщающих данную область общественных отношений и представляющих собой самостоятельную отрасль правовой науки Российской Федерации. Это значит, что предметом науки государственного права является не только нормативный материал, но и реальное претворение в жизнь государственно-правовых норм.

Что касается государственного права как учебной дисциплины, то ее можно охарактеризовать как систему знаний о государственном праве как отрасли права и как науки права. Объектом государственного права как учебной дисциплины являются раскрытые наукой и регулируемые отраслью права общественные отношения, а также систематизация имеющихся данных.

И отрасль права, и отрасль науки, и учебная дисциплина государственного права Российской Федерации в качестве своего общего объекта имеют один и тот же круг общественных отношений, благодаря чему носят одно и то же наименование.

Вместе с тем, в каждой из указанных трех разновидностей, государственное право имеет свой объект, свою функцию. Поэтому предмет отрасли государственного права составляет регулирование определенного круга общественных отношений, которые отличаются существенными особенностями, что и предопределяет особое место государственного права в правовой системе российского государства.

Следовательно, для того, чтобы определить понятие государственно- го права как отрасли права, необходимо, прежде всего, выявить его предмет, т.е. ту область общественных отношений, которая регулируется нормами государственного права. Одна отрасль права отличается от другой отрасли именно предметом правового регулирования.

Общественные отношения, регулируемые нормами государственного права, весьма сложны, многочисленны и многообразны по своему конкретному содержанию. Поэтому и в современной науке государственного (конституционного) права общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли права, рассматриваются по-разному, что свидетельствует об отсутствии единства в понимании предмета государственного (конституционного) права.

В то же время преобладающей является позиция тех авторов, которые утверждают, что предметом государственного (конституционного) права являются отношения, складывающие во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр., а далее следует утверждение о том, что нормы данной отрасли права регулируют лишь «определенный слой отношений в указанных сферах. К его предмету относятся те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер».

Наряду с отмеченной авторской позицией широкого понимания предмета государственного (конституционного) права, имеются авторы, которые понимают предмет данной отрасли права в более компактной формулировке.

Так, М.В. Баглай считает, что конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и гражданина и учреждающие в этих целях определенную систему государственной власти.

Своеобразный вариант определения предмета государственного (конституционного) права предложил О.Е. Кутафин. По его мнению, все общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, следует подразделить на две группы:

  1. Общественные отношения, складывающиеся в областях, составляющих основные элементы государства, которыми, как известно, являются народ, территория и власть.
  2. Общественные отношения, имеющие основополагающее значение для тех сфер, в которых они складываются. Сложность подобного определения предмета государственного (конституционного) права вполне справедливо отметила И.А. Конюхова: «При таком подходе нужна интуиция опытного, если не гениального государствоведа, чтобы правильно определить первую группу от второй».

Можно выделить и группу авторов, которые при определении предмета государственного (конституционного) права используют так называемую трехуровневую систему организации общественных отношений, относящихся к данной отрасли права. Так, Ю.А. Дмитриев считает, что «… предмет конституционного права можно определить как совокупность общественных отношений, определяющих:

  1. Основы конституционного строя (основы государственного и общественного строя, закрепленные в качестве таковых положения- ми Конституции РФ, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и политико-территориальное устройство страны.
  2. Отношения, возникающие в процессе реализации многонациональным народом России (населением субъектов Российской Федерации) государственной власти (в формах представительной и непосредственной демократии), а также создания и функционирования образуемых в этих целях выборных органов государственной власти.
  3. Основы правового статуса человека и гражданина, а также содержание процесса реализации политических прав и свобод граждан».

На позиции использования трехуровневой системы организации общественных отношений, относящихся к предмету конституционного права, стоит также И.А. Конюхова (Умнова), которая говорит: «… определение предмета конституционного права России в современный период следует проводить с учетом функционального назначения данной отрасли…».

Наряду с общими для всех отраслей права функциями, «… конституционное право осуществляет и такие только ей присущие государственно- правовые функции как учредительная, государствообразующая, координирующая». Названные и подчеркнутые автором точки зрения функции, действительно определяют специфику конституционных норм.

Однако, те государственно-правовые нормы, которые находятся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы государственного (конституционного) права, такими свойствами не обладают. Поэтому предложенное функциональное назначение государственного (конституционного) права не может быть признано удачным.

Опираясь на свою исходную позицию, И.А. Конюхова говорит: «… современное конституционное право Российской Федерации можно было бы определить как ведущую фундаментальную отрасль публичного права, которая объединяет в единую систему конституционно-правовые нормы, устанавливающие:

  • основы общественного строя;
  • основы взаимоотношений личности и государства;
  • отношения по организации и осуществлению публичной (общественной и государственной) власти».
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)