Понятие и система правоохранительных и судебных органов
В целях реализации правоохранительных функций государство создает специальные органы, которые именуются правоохранительными. В законодательстве Российской Федерации нет понятия “правоохранительные органы”. Однако это словосочетание в последнее время широко используется законодателем, юридической наукой и практикой.
В Федеральном законе “О прокуратуре Российской Федерации” установлено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов (ст. 8).
Формулировка “правоохранительные органы” используется и в ряде других нормативных правовых актов и официальных документах ненормативного характера как обобщающее понятие, относящееся к государственным органам, призванным обеспечить защиту прав и свобод гражданина, общественных и государственных институтов.
Юридической наукой и практикой выработаны признаки, на основе которых можно отнести тот или иной орган к правоохранительным.
- Правоохранительные органы – это государственные органы, специально созданные законом. В законе определяются цели, задачи, структура и компетенция этих органов. Например, Федеральная служба безопасности создана на основании Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ “О Федеральной службе безопасности”.
- Правоохранительные органы создаются для выполнения конкретной правоохранительной функции. Например, суды создаются для отправления правосудия, прокуратура – для осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, органы внутренних дел – для защиты прав и свобод человека, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности.
- Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним, с соблюдением определенных в законе процедур.
- Правоохранительные органы при осуществлении своей деятельности вправе применять к лицам меры юридического воздействия в целях восстановления и укрепления законности и правопорядка.
Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны прав и свобод личности, охраны общества, его материальных и духовных ценностей, охраны государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применять к лицам меры юридического воздействия.
Однако эти органы не подпадают под приведенное определение, так как не обладают властными полномочиями по применению государственного принуждения. Отсутствие официального, закрепленного в законодательстве понятия “правоохранительные органы” объясняет различные подходы в построении их системы.
Одни авторы относят к правоохранительным органам все государственные органы, которые осуществляют ту или иную правоохранительную функцию. Другие полагают, что к числу правоохранительных органов относятся только собственно правоохранительные органы, которые непосредственно осуществляют борьбу с преступностью и охрану правопорядка (полиция и органы предварительного следствия).
Представляется логичным выстраивать систему правоохранительных органов исходя из основных направлений правоохранительной деятельности, тех специфических функций, которые призваны осуществлять эти органы.
При таком подходе к числу правоохранительных органов можно отнести:
- судебные органы -> Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды и мировые судьи;
- органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов, -> Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы (в пределах своей компетенции);
- органы прокуратуры;
- органы предварительного расследования (органы дознания и предварительного следствия);
- органы внутренних дел;
- органы исполнительной власти в сфере юстиции (Федеральная служба судебных приставов и Федеральная служба исполнения наказаний);
- органы обеспечения безопасности (Совет безопасности РФ, органы ФСБ, органы СВР, органы ФСО, органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, органы таможенной и налоговой служб);
- Уполномоченный по правам человека в РФ;
- органы, оказывающие юридическую помощь (нотариат, адвокатура, частные детективные и охранные службы).
- Система органов внешней разведки
- Понятие, система органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, их структура
- Система органов внутренних дел и их структура
- Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
- Общие положения, порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
- Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
- Понятие и система органов предварительного расследования
- Служба в органах прокуратуры и правовой статус прокурорских работников
- Понятие, задачи и состав федеральных органов государственной охраны
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу