Понятие функции применительно к журналистике

Функции (лат. functio — «обязанность», «назначение», «характер деятельности», «исполнение обязанностей») журналистики характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе.

И поскольку любая деятельность человека всегда целенаправленна, а для достижения целей нужны соответствующие средства, журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно представить следующим образом:

Итак, цель — это предвидение желаемого результата, добиться которого можно с помощью релевантных средств, эффективно используемых в процессе функционирования. Поскольку целеполагающая деятельность определяется желаемым результатом, приступая к реализации цели прежде всего необходимо иметь представление об этом желаемом результате.

Каковы же цели и предвидимые результаты журналистской деятельности?

Вступить на стезю журналистики можно, например, из желания вложить свой капитал и получать прибыль, из стремления к повседневному заработку или реализации творческих потенций, из намерения приобрести престижную работу или стать влиятельным человеком…

Подобных целей может быть множество, и ни одна из них не несет в себе ничего предосудительного. Но все это как бы побочные цели, имеющие смысл только в том случае, если реализуются глубинные, сущностные цели.

В рыночной экономике каждое СМИ, как и всякое выходящее на рынок предприятие, так или иначе реализует экономическую функцию (получения прибыли или безубыточного функционирования на информационном рынке и т.д.).

Однако экономическая функция — это функция СМИ как «коммерческого», а не «информационного» предприятия при всей их взаимозависимости.

Область сущностных целей лежит в сфере информационного обслуживания массовой аудитории и социальных институтов.

Если журналистика «не дойдет» до своих адресатов, она не сможет реализовать и ни- каких других побочных целей, выполнение которых связано с достижением первичных. Потому так значимы ответы на сущностные вопросы журналистской деятельности: «кому?» и «зачем?».

Если ответ на вопрос «кому?» выводится из представлений о журналистике как функционирующей системе, где потоки информации фокусируются на массовой аудитории и социальных институтах, то получение ответа на вопрос «зачем?» требует большего развертывания.

Учитывая социальное предназначение журналистики как системы задач по адекватному информационному обеспечению жизнедеятельности массовой аудитории и социальных институтов в соответствии с их информационными потребностями, необходимо подробно рассмотреть все «пространство функций» во всем их разнообразии и взаимодействии. Только в этом случае журналист получит возможность ясно осознать роль журналистики в обществе, определить свое место в деятельности СМИ, совершенствоваться в избранной сфере деятельности.

И только после выработки представлений о системе «первичных» функций и формирования знаний и умений для их выполнения можно решать важные для каждого журналиста проблемы «вторичных» функций, связанных с реализацией личностно важных задач.

Это «пространство функций» очень широкое и продолжает расширяться, что связано с повышением роли информации в жизни общества, вступающего в «информационную эру», и быстрым ростом значения массовой информации.

По мнению специалистов, изучающих журналистику, роли ее как вида человеческой деятельности разнообразны. Говорят о роли журналистики в познании окружающего, выработке ценностных ориентаций, социализации личности, просвещении и воспитании, распространении культуры.

Отмечают ее регулятивное и контрольное участие в управлении общественными процессами, в социальной защите людей и снабжении каждого утилитарными сведениями.

Указывают на гедонистическое значение журналистики, участие ее в психической регуляции, компенсаторной, тонизирующей деятельности (развлечение, разрядка, снятие напряжения) и т.д. и т.п.

В этом перечне функций реально отражены выполняемые журналистикой задачи. Но при этом очевидна некоторая бессистемность перечисления.

Это связано с недостаточной проработкой вопроса о том, что же нужно «контрагентам» массовой информации — массовой аудитории и социальным институтам как «потребителям» массовой информации.

Предварительным и обязательным условием информационного взаимодействия в сфере журналистики является установление контакта с «контрагентом», т.е. налаживание связи с массовой аудиторией и социальными институтами.

Понятно поэтому, что исходной функцией журналистики является коммуникативная функция (лат. communicatio — «путь сообщения», «форма связи») — функция общения, налаживания кон- такта. Не случайно журналистику часто называют «средством массовой коммуникации», или mass media.

Затем, после установления контакта, происходит знакомство «потребителей» информации с тем миром действительности, который находится в поле зрения СМИ, занимающим определенную позицию и стремящимся проводить устраивающую (или не устраивающую) «потребителя» информационную политику.

Поэтому в хорошо отлаженной системе журналистики каждое издание и программа имеют свое лицо — от- личаются характером своей «модели мира», удовлетворяя потребности своих «контрагентов» в информации. Прочный контакт с Ж установит- ся тогда, когда МА окажет доверие органу журналистики, признает его «своим», а СИ ощутят его авторитет, обнаружат силу влияния, обеспечиваемую поддержкой аудитории и действием закона. Доверие и авторитет — это тот приобретенный Ж «капитал», который затем «конвертируется» в действенность и эффективность его деятельности.

Второй — и объективно наиболее важный — «слой» функций СМИ определяется ролью журналистики в выполнении жизненно важных потребностей ее «контрагентов» — СИ и МА.

Для взаимоотношений с СИ — это выдвижение суждений и оценок, вырабатываемых данным органом журналистики относительно характера и уровня выполнения СИ и его должностными лицами их обязанностей перед обществом.

В этом проявляется контрольная и связанная с нею регулятивная деятельность СМИ по отношению к СИ. Здесь наи- более наглядно видна роль журналистики как «четвертой власти» в обществе.

И хотя ее «властные полномочия» (то есть необходимость знать и учитывать выводы, рекомендации и предложения) пока еще недостаточно обеспечены законодательством, а публикации не обязательны для рассмотрения в СИ, тем не менее в зависимости от общественной влиятельности конкретного издания или программы соответствующие материалы оказывают воздействие той или иной направленности и силы на деятельность СИ.

Публикации высокоавторитетных СМИ способны оказывать мощное влияние на СИ, добиваться коренных перемен в их деятельности и серьезных перемещений (вплоть до отставки) должностных лиц. В целом эту группу функций журналистики можно назвать непосредственно-организаторской.

Для взаимоотношений с МА первостепенное значение имеет информационное обслуживание массового сознания и прежде всего общественного мнения.

А диапазон взаимоотношений простирается от простого сообщения фактов до стремления оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов, что достигается характером и мерой информированности аудитории.

Эта группа функций может быть названа социально ориентирующей, или идеологической.

Рядом и в прямой связи с идеологическими функциями «располагаются» культуроформирующие функции СМИ. Притом если такие задачи, как формирование политической культуры, экономическое образование, этическое и эстетическое воспитание и т.п., непосредственно связаны с идеологической деятельностью СМИ и едва ли не являются ее частью.

А формирование культуры поведения (в том числе и этикета), пропаганда медицинских знаний, физической культуры, культуры досуга  и т.д. связаны с идеологической деятельностью, но значительно слабее.

Как бы на периферии системы функций находятся и такие области деятельности, как рекламно-справочнаяудовлетворение утилитарных запросов (покупки, ремонт и т.д.), а также и информационное обеспечение мира увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.).

Наконец, следует назвать такую «всепроникающую» функцию журналистики, как рекреативная (развлечение, снятие напряжения, получение удовольствия).

Эта функция «всепроникающая», так как эффективного выполнения всех других функций можно добиться только в том случае, если реализующие их материалы читаются, смотрятся, слушаются «с удовольствием», приносят интеллектуальное наслаждение, радость познания нового, интересного и т.д.

Но есть и такие материалы в СМИ, которые выполняют исключительно эту функцию.

Обычно их называют «развлекательными» (хотя в некоторых кроссвордах или эстрадных номерах не исключена вероятность и значимого заряда идеологического характера). Системно функции СМИ можно представить так:

Последовательность выполнения информационной политики издания и программы предполагает органическое единство в соотношении и способах реализации всех функций, требует их взаимодействия (в рамках издания или программы, в деятельности каждого журналиста) на основе единой позиции.

Иначе газета, журнал, радио- или телеканал выглядят сборником разнообразных текстов, мало или никак не связанных между собой.

Социальное предназначение журналистики как ее объективная, независимая от позиций СМИ и взглядов журналистов, роль СМИ в обществе основывается на потребностях СИ и МА в максимально полной информированности.

Однако в журналистике действуют люди со своими взглядами — прогрессивными, консервативными или реакционными — и потому стремятся повлиять на аудиторию в соответствии со своими представлениями о нуждах аудитории.

Поэтому в обществе, где признан и реализуется идейный плюрализм, где существует возможность придерживаться различных взглядов и выражать различные мнения, фактом являются различные трактовки конкретного содержания и форм реализации функций журналистики.

Эти трактовки связаны с присущими каждому участнику массово-информационных процессов своеобразны- ми представлениями о путях исторического развития и, соответственно, информационных потребностях аудитории (МА и СИ).

Таким образом, всем СМИ свойственны единые функции — обязанность выполнить объективное предназначение журналистики, но реально они выполняются своеобразно по содержанию в зависимости от социальной позиции СМИ и их журналистов.

Мера и характер информированности (дезинформированности) зависят прежде всего от того, как журналисты в связи со своей социальной позицией понимают и реализуют идеологическую функцию СМИ. А от этого зависит и выполнение по содержанию всех остальных функций журналистики.

В процессе изложения концептуальных представлений о централь- ной категории науки о журналистике — «массовой информации» — уже приходилось кратко обращаться к функциям массовой информации, в самом общем виде говорить о ее целях, задачах, роли в жизни общества.

Социальная ориентация, управление сознанием и поведением адресата массовой информации, формирование адекватной картины действительности, а также представлений о «желаемом будущем» и путях его достижения, определение жизненных позиций граждан, выработка отношения к различным явлениям жизни и т.д. — все это функциональные задачи журналистики на современном этапе.

И это естественно: от информационной природы журналистики прямой путь именно к вопросу о функциях журналистики, так как именно через функциональную направленность характеризуется место и роль в жизни любого предмета, явления или вида деятельности.

Невозможно описать значение даже такого простого предмета, как стол, не говоря уже о таком явлении, как обучение, или о таком виде деятельности, как журналистика, если неясно, зачем они существуют, чему служат.

Предметы могут выполнять различные роли.

Стол, например, выполняет роли, на которые могут указывать такие определения, как «письменный», «обеденный», «кухонный», «туалетный» и др., в некоторых ситуациях он может быть просто украшением помещения, материалом для баррикад, топливом и т.д.

Журналистике также свойственна полифункциональность. Для нас важно выделить ее сущностные социальные роли.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)