Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности

Адвокатура от лат. advocates – “призванный”, т.е. призванный защищать на суде, вести дело.

Историческая справка. В Древнем Риме адвокатами называли родственников и друзей тяжущегося, которых он просил сопровождать его на суд. Во времена Римской империи этим термином стали называть судебных защитников. В Европе под термином “адвокатура” подразумевается функционирование специального сословия профессиональных юристов.

В России понятие “адвокат” стало широко использоваться с 1864 г. Судебными уставами 1864 г. была введена присяжная адвокатура в лице присяжных поверенных, которые состояли при судах и имели право принять на себя ведение уголовного или гражданского дела во всех судебных местах округа.

Профессиональные объединения присяжных поверенных организовывались по территориальному признаку и имели свои органы самоуправления – совет присяжных заседателей и общее собрание. Присяжные поверенные по решению совета присяжных поверенных могли иметь помощников присяжных поверенных.

25 мая 1874 г. в России был введен дополнительно институт частных поверенных, которые занимались адвокатской практикой индивидуально. Свидетельства на право быть частным поверенным выдавались мировыми съездами, окружными судами и судебными палатами. Частные поверенные могли принимать поручения тяжущегося или подсудимого только в том суде, который выдавал им свидетельства.

22 ноября 1917 г. Декретом о суде N 1 институт присяжной и частной адвокатуры был упразднен. Интересы личности в суде было разрешено представлять любому обладающему гражданскими правами, неопороченному гражданину. Одновременно с этим советская власть принимала попытки по учреждению новых форм адвокатуры.

7 марта 1918 г. Декретом о суде N 2 при местных советах создавались коллегии правозащитников, для которых устанавливались государственные оклады.
30 ноября 1918 г. ВЦИК принял Положение о народном суде, которое заменило коллегии правозащитников на коллегии обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе. Члены новых коллегий назначались советами, им устанавливались размеры окладов, они становились государственными служащими.

29 июня 1920 г. Третий Всероссийский съезд работников юстиции утвердил план привлечения адвокатов к трудовой повинности. Вместо коллегии обвинителей и защитников была введена система, в соответствии с которой юристы, работавшие в частных или государственных учреждениях, периодически привлекались к ведению дел на основе обязательной трудовой повинности, что означало ликвидацию адвокатской корпорации.

5 июля 1922 г. было принято Положение о коллегии защитников, по которому в каждой губернии при судах создавались коллегии защитников. Коллегии защитников являлись общественными организациями. Руководство коллегией осуществлялось президиумом, избираемым общим собранием. Президиум имел широкий круг полномочий, в том числе и по приему и исключению членов коллегии, организации юридических консультаций.

Надзор за деятельностью коллегий защитников осуществлялся судами, прокуратурой и исполкомами местных советов. 16 августа 1939 г. было принято Положение об адвокатуре в СССР, по которому в краях, областях, автономных республиках, союзных республиках, не имеющих областного деления, образовывались областные, краевые и республиканские коллегии адвокатов, а в районах и городах создавались юридические консультации для оказания юридической помощи населению. Эта модель адвокатуры в России фактически действовала до вступления в силу в мае 2002 г. Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”.

Адвокатура – это негосударственное и некоммерческое добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, обладающих статусом адвоката, созданное для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и законных интересов.

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 3 ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ”).

Сущность адвокатуры заключается в том, что это:

  • негосударственная структура, которая не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, не создается государством и не финансируется государством;
  • добровольное объединение юристов-профессионалов, обладающих статусом адвоката, организованное на основании закона в целях оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается;
  • некоммерческая организация, не преследует цель извлечения прибыли.

Вознаграждение адвокатов – это не прибыль, а оплата их труда. Кроме того, в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь адвокатами оказывается бесплатно (ст. 26 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре);

  • институт гражданского общества – защитник гражданского общества, призван представлять и защищать не государственный, а частный интерес. Свои функции он осуществляет путем оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и свобод.

Адвокатура организована и действует на основе следующих принципов: законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

Принцип законности – организация и деятельность адвокатуры должны соответствовать действующему законодательству. Органы адвокатуры и формы адвокатских образований создаются в строгом соответствии с Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре. Адвокат обязан осуществлять защиту и представительство своего доверителя только законными средствами, добиваться восстановления нарушенного права доверителя законными средствами.

Принцип независимости – органы государства (в том числе Министерство юстиции, прокуратура, Министерство внутренних дел, суд) не вправе вмешиваться в организацию и функционирование адвокатских образований. Численный состав, штаты, смета доходов и расходов являются компетенцией органов самоуправления адвокатуры. Адвокатские образования и органы самоуправления адвокатуры организованы не при судах, а по территориальному принципу.

Адвокатские образования и органы самоуправления адвокатуры также не могут вмешиваться в производство по конкретному делу. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Он самостоятельно принимает решения и осуществляет действия, входящие в круг его профессиональных полномочий.

В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

Принцип самоуправления – адвокатское сообщество управляет своими делами самостоятельно, через свои органы самоуправления (съезды, конференции, собрания, советы адвокатских палат, ревизионные комиссии, квалификационные комиссии, президентов).

Наиболее важные вопросы адвокатской деятельности обсуждаются на Всероссийском съезде адвокатов России, конференциях (собраниях) адвокатов адвокатских палат субъектов Российской Федерации, решения которых являются обязательными для исполнения адвокатским сообществом. Органы самоуправления адвокатуры формируются адвокатами самостоятельно, без вмешательства извне.

Принцип корпоративности – адвокатура представляет единый социальный институт, основанный на добровольном союзе лиц, объединенных общими интересами, задачами и целью обеспечить профессиональную защиту доверителей. Все лица, занимающиеся адвокатской деятельностью, состоят членами профессиональной единой корпорации.

Каждый адвокат – член одной адвокатской палаты субъекта РФ, а адвокатская палата субъекта является членом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. Адвокаты обязаны соблюдать правила, установленные адвокатской корпорацией (Кодекс профессиональной этики адвоката, устав и решения органов адвокатуры).

Корпоративность как принцип организации и деятельности адвокатуры оберегает ее от возможного вмешательства извне, обеспечивает адвокатам уверенность и защищенность своей деятельности.

Принцип равноправия адвокатов – лицо, получившее в установленном Законом порядке статус адвоката и избравшее форму адвокатского образования, становится полноправным членом профессиональной корпорации. Адвокат вправе осуществлять любой вид юридической помощи, предусмотренной Законом, представлять доверителя в любых органах государственной власти, судах, в органах местного самоуправления на всей территории РФ.

При этом объем полномочий адвоката не зависит от стажа его работы по юридической специальности, продолжительности его адвокатской практики. Адвокат вправе по своему усмотрению избрать любую форму адвокатского образования, предусмотренную законом.

Адвокатская деятельность – это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в порядке, установленном Законом, в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатская деятельность включает различные виды юридической помощи:

  • дача консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
  • составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
  • представление интересов доверителя в конституционном судопроизводстве;
  • участие в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
  • участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
  • участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
  • представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
  • представление интересов доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставами, документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
  • участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
  • участие в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Адвокат вправе оказывать и иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом. Адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации могут осуществлять и адвокаты иностранного государства, которые вправе оказывать юридическую помощь на территории РФ при условии их регистрации Минюстом России в специальном реестре.

Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая: работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления; участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями; нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности (ст. 1 ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ”).

Действие указанного Федерального закона не распространяется на органы и лица, которые осуществляют представительство в силу закона (родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом) и руководствуются отраслевым законодательством (ст. 52 ГПК РФ, п. 12 ст. 5 УПК РФ и др.).

Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем. Соглашение между адвокатом и доверителем – гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.

Вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением.

Размер вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, устанавливается Правительством РФ, а порядок расчета такого вознаграждения утвержден совместным Приказом Минюста РФ N 174 и Минфина России N 122н от 5 сентября 2012 г.

Адвокаты могут быть участниками государственной системы бесплатной юридической помощи и оказывать бесплатную юридическую помощь гражданам, имеющим право на получение такой помощи (ст. ст. 15, 20 ФЗ “О бесплатной юридической помощи”). Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте РФ осуществляется адвокатской палатой субъекта РФ.

Адвокатская палата субъекта РФ ежегодно не позднее 15 ноября направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, с указанием регистрационных номеров адвокатов в реестре адвокатов субъекта РФ, а также адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность.

Этот список адвокатов ежегодно размещается в Интернете. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ заключает с адвокатской палатой субъекта РФ соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи.

Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (например, Закон г. Москвы от 4 октября 2006 г. N 49 “Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в г. Москве” (в ред. от 12.12.2012); Постановление правительства г. Москвы от 4 декабря 2007 г. N 1040-ПП “О мерах по реализации Закона г. Москвы “Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в г. Москве” (в ред. от 24.02.2009)).

Адвокатская палата субъекта РФ определяет размер дополнительного вознаграждения, выплачиваемого за счет средств адвокатской палаты адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи и (или) участвующему в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда либо в качестве представителя в гражданском судопроизводстве по назначению суда, и порядок выплаты такого дополнительного вознаграждения (п. 6 ч. 3 ст. 31 Закона об адвокатской деятельности).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)