Политический процесс

Политический процесс общества представляет собой осуществление политическими субъектами своих функций. Он различен в экономических, политических, смешанных обществах.

С одной стороны, политический процесс выражается в следующих политических действиях: выработке политических интересов-целей, принятии политических решений, распределении и перераспределении властных полномочий между органами государственной власти; мобилизации граждан или подданных на выполнение принятых центральной властью решений и т.п.

С другой стороны, политический процесс включает в себя совокупность политических событий, представляющих результат политической деятельности политических элит, бюрократии, народной массы, различных субкультур, взаимоисключающих традиций и многих других факторов: выборы, демонстрации, террор, деятельность нелегальных партий, выступления антиглобалистов и т.п.

В нем действуют живые люди со своими стереотипами и предрассудками. Политический процесс (политическое бытие) общества не несет в себе предопределенности и является частью и стороной общественного бытия.

Выработка общественных интересов-целей формируется на пересечении действий политических элит и контрэлит, бюрократии, партий и общественно-политических организаций. Центральную роль здесь играют высшие институты государственной власти.

Характер их деятельности определяет тональность взаимоотношений политических субъектов, ритмы и темпы политических изменений. Они обычно задают и типичные для конкретных обществ циклы политического процесса, которые зависят от того, какая в обществе политическая система: тоталитарная, авторитарная, демократическая.

Например, в демократических странах политический процесс формируется и функционирует, как правило, в связи с избирательными циклами. Пик политической активности населения приходится на время выборов в высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти. Процесс выработки политических решений дает возможность выделить в содержании политического процесса крупные структурные звенья:

  • представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения, через деятельность различных ассоциаций, формы политического участия;
  • выработка и принятие политических решений;
  • реализация политических решений через сложное взаимодействие “верхов” и “низов”, мобилизация властных ресурсов, регламентация и регулирование политического поведения населения, осуществление контроля за деятельностью элит, подведение итогов и корректировка политического курса.

Каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная, судебная), как правило, располагает своими экспертными советами, группами консультантов, другими структурами интеллектуальной поддержки, которые, выполняя самостоятельные функции научно-аналитического характера, способствуют принятию оптимальных решений.

Возможности выработки политических решений, адекватных реальным потребностям общества, зависят от целого ряда факторов: от уровня централизации (децентрализации) власти; соотношения прав и прерогатив центральных и местных органов; взаимодействия партийных и государственных структур; степени разделения законодательной, исполнительной и судебной властей; степени контроля неэлиты за принятием решений; учета мнений экспертов, а также от целого ряда других факторов технологии власти.

Сильное влияние на содержание политического процесса оказывают и взаимосвязи внутри правящего слоя: отношения между правящей и оппозиционной элитами; связи руководства и технического аппарата; отношения между отраслевыми сегментами правящей элиты (военной, административной, аграрной, хозяйственной и др.); уровень коррумпированности элитарных группировок.

Политические процессы зависят и от того, базируются ли они на консенсусе (соглашении) политических сил, найдены ли компромиссы по поводу ролей и функций правящей элиты и контрэлиты, расходятся ли статусные и реальные возможности субъектов, принимающих участие в выработке решений.

Важнейшей характеристикой политического процесса является легальное политическое участие в политическом процессе основных политических субъектов, включая граждан. Нелегальным участием являются различные формы протеста (публичные уличные демонстрации, пикеты, митинги, не разрешенные властями); протесты против “безнравственных” действий политического режима (голодовки, сожжения и т.д.); отказ повиноваться несправедливым законам и политическим решениям.

Политическое участие может быть организованным или неорганизованным, эпизодическим или постоянным, использующим законные или незаконные методы, автономным и мобилизованным.

Автономное участие – сознательная активность граждан, более или менее осведомленных в области политической жизни, целью которых является влияние на позицию и деятельность избираемых политиков. Этот вид участия распространен в основном в стабильных, демократических странах.

Мобилизованное участие – вынужденное, когда участие в политике, например голосование, зависит от неполитических стимулов (страх, подкуп, долг). Мобилизованное участие характерно для традиционных обществ и тоталитарных политических режимов.

Политическая апатия и безразличие являются характерным признаком многих политических систем. Существует несколько групп людей, добровольно отказавшихся от участия в политической жизни:

  • апатичные люди, не интересующиеся политикой из-за вовлеченности в собственные проблемы, требований профессиональной карьеры, увлечений богемной жизнью или субкультурой (молодежной, расовой, религиозной и т.д.);
  • отчужденные от политики люди не видят каких-либо различий между политическими партиями или кандидатами на выборах, считают, что политика обслуживает лишь интересы;
  • анемичные люди ощущают собственную бесцельность и бессильность, поскольку потеряли смысл жизни.
  • доверчивые люди, отказывающиеся от участия в политике в силу доверия к правосудию, веры в законность, стабильность, справедливость политических решений.

На уровень социального участия влияют образование, социально-экономический статус, возраст, пол (мужчины более активны, чем женщины), постоянное место жительства. Ряд исследований показали, что обычная политическая грамотность (газетная начитанность), не затрагивая мировоззренческих глубин личности, может способствовать активизации простейших форм политического участия (политические выборы).

Социальный процесс характеризуется разными типами принятия и реализации политических решений: популизм, элитизм, консерватизм, демократизм и радикализм. Каждый из указанных типов отличается определенными методами регулирования, характером взаимоотношений властей с населением, соответствующим типом информационного режима управления.

Популизм в качестве основного средства достижения властных целей использует прямую апелляцию к общественному мнению, опору на массовые настроения. Он сориентирован на упрощение политической ситуации, вульгаризацию предлагаемых обществу целей. Правящие элиты в этом случае вырабатывают какой-либо лозунг, реализация которого, по их мнению, обеспечит быстрое продвижение к успеху.

Обычно такие политические призывы облекаются в привлекательные для обыденного сознания и общественного мнения формы. Популизм чаще всего проявляется в условиях правления харизматического лидера. Но может выступать и составной частью политического курса демократически избранного руководства, элементом обеспечения массовой поддержки легитимных целей.

Элитизм сориентирован на предотвращение сколько-нибудь значительного участия граждан не только в выработке, но и в корректировке курса. Элитарные режимы поощряют деятельность различного рода посреднических форм взаимодействия с электоратом, представительных органов и структур в политическом процессе.

Широкое распространение получают здесь теневые, аппаратные механизмы власти. Обществу предоставляется усеченная политическая информация, не способствующая всесторонней оценке деятельности властей, пониманию характера принятых ими решений.

Консерватизм характеризует устойчивое стремление властей при любых общественных преобразованиях прежде всего сохранить те или иные институты, структуры или отношения власти. Такая установка определяет характер взаимоотношений элит с населением, средства диалога с оппозицией, принципы конструирования политики будущего.

Приоритет отдается использованию традиционных форм и методов политического поведения граждан, функционирования государственных институтов и т.д. Такая политика, как правило, присуща стабильным политическим режимам, не подверженным резким колебаниям политической конъюнктуры.

Позитивной стороной консерватизма является и культивирование внутренней приверженности граждан к хранимым и почитаемым в данном обществе ценностям. Это неизбежно усиливает патриотические настроения и способствует усилению целостности общественного и политического организмов.

Радикализм как форма политического правления редко приносит обществу гражданский мир, порядок и улучшение жизни населения. Он существует в форме политического насилия, проявляющегося в гражданских войнах, государственных переворотах, политическом экстремизме, блоковой политике и т.п.

В революционных режимах насилие не столько сопровождает, сколько неизбежно следует за “народным” восстанием или другими формами радикальных преобразований, и поэтому “власть, называемая народной, очень часто оказывается смертоносной”. По подсчетам, в ходе установления коммунистических режимов только в Китае и России погибло более 85 млн человек.

Демократизм ориентируется на реальные интересы граждан, их права и свободы. Он культивирует в обществе атмосферу взаимоответственных отношений между рядовыми гражданами и элитой, добивается доверия и желания людей лояльно сотрудничать с властями.

Соблюдение процедур избирательных циклов, принципа разделения и уравновешенности властей, ориентация на цивилизованные отношения с оппозицией, борьба с политической пассивностью населения, как правило, исключают из арсенала политического управления средства жесткого социального принуждения. Демократизм основан на компромиссе (взаимных уступках), консенсусе (согласии), союзе (в решении общих проблем).

В недемократических режимах возникает теневой процесс принятия решений. В противоположность открытому он базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти, а также на таких властных притязаниях групп и граждан, которые по разным причинам не предусматривают обращения к официальным носителям власти.

В качестве же центров власти, к которым апеллируют граждане, выступают запрещенные структуры (например, мафиозные кланы, действующие на той или иной территории). Это характерно для постсоветской России, которая внешне выступает как демократическая страна.

Теневой политический процесс может выступать как в альтернативной официальной политике форме (например, в форме паразитирования мафиозных структур на государственных институтах власти, как это имеет место в странах с высоким уровнем коррумпированности правящих слоев), так и в неальтернативной, когда высшая власть определенных институтов официально не афишируется, но признается.

Такая ситуация довольно типична, когда государство передает высшие властные функции своим отдельным структурным звеньям (например, органам политического сыска, тайной полиции, репрессивным структурам и т.д.) или тем или иным партийным формированиям.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)