Подходы к определению границ отраслевого рынка

Зачастую отрасль характеризуют как совокупность предприятий, производящих однородную продукцию. Однако на практике отнесение предприятий по данному признаку к отраслям соблюдается с большими отклонениями, так как наряду с профильной продукцией присутствует непрофильная продукция.

Такая «загрязненная» отрасль называется хозяйственной. В результате, понятие отрасли как совокупности предприятий расходится с понятием отрасли как совокупности производств однородной продукции.

Отрасль как совокупность однопродуктовых производств, рассредоточенных по отдельным предприятиям, может быть сформирована искусственно («утюгостроение»). Такие отрасли получили название «чистых».

Третий аспект связан с ведомственно-управленческой структурой, то есть, подчиненностью предприятий определенному министерству, ведомству. Например, в СССР было 9 общесоюзных машиностроительных министерств, в основном охватывающих хозяйственные отрасли.

Существовало как бы 3 машиностроения: Само машиностроение, машиностроение в отраслях-потребителях (МПС, флот, угледобыча) и в ремонтномеханических цехах предприятий.

Интересно
В состав машиностроительных министерств входили предприятия других отраслей (например, металлургические цеха). Между машиностроительными министерствами продукция тоже смешивалась.  Такие отрасли получили название «административных».

Они в урезанном виде существуют и сейчас. Названные три аспекта различаются по теоретическому содержанию и практическому назначению. Хозяйственная отрасль – для характеристики становления и развития отраслей.

«Чистая» отрасль – для макроэкономического анализа и прогнозирования, административная отрасль – для совершенствования управления и государственного регулирования. Следующий аспект связан с природой конкуренции.

Конкурентная отрасль – совокупность всех производителей какого-либо продукта, полностью заменяющих друг друга.

Пятый аспект – международный: два типа международных отраслей. Многонациональная отрасль – совокупность национальных отраслей (выпечка хлеба на земном шаре).

Конкурентные преимущества в одной из стран в большей или меньшей степени не зависят от конкуренции мировой.

Глобальная отрасль – отрасль, в которой на стратегические позиции фирм-соперников на определенных географических или национальных рынках сильное влияние оказывается их позиция на мировом рынке. Фирмы, принадлежащие глобальной отрасли, конкурируют друг с другом по всему миру.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)