Подготовительный этап редакционно-издательского процесса

Подготовительный этап начинается с тематического планирования. Тематический план издательства является основным документом, регламентирующим деятельность издательства и представляющим собой перечень произведений, которые должны быть выпущены за определенный период (согласно профилю издательства) с указанием имени автора, названия, языка издания, тиража и других сведений.

Тематическое планирование позволяет придать производству выпуска изданий четкость и организованность, избежать дублирования. Хорошо поставленная работа в области тематического планирования создает предпосылки для выпуска именно тех изданий, которые необходимы в данное время.

В издательской практике различают следующие тематические планы: перспективный, план редакционной подготовки работ и годовой план выпуска изданий.

Перспективный план составляется на несколько (3—5) лет вперед, чтобы наметить главные направления работы над капитальными многотомными изданиями, собраниями сочинений, научными трудами, а также над серийными изданиями, энциклопедиями, словарями и некоторыми оригинальными изданиями, подготовка которых невозможна без длительной работы авторов, переводчиков, редакторов, художников и т.д.

На основе перспективного плана с учетом задач, стоящих перед издательством, разрабатывают план редакционной подготовки на ближайший год. В него включаются издания, над которыми издательство будет работать для обеспечения их выпуска в текущем году. Он является основой для составления годового плана выпуска, представляющего собой перечень изданий, которые выйдут в течение календарного года, полугодия, квартала. Тематические планы выпуска изданий составляют на основе авторских заявок, планов-проспектов.

Составление тематических планов — сложный творческий процесс. Важнейшую роль в этой работе играет редактор. Чтобы справиться с поставленной задачей, он должен со знанием дела отобрать темы для плана, подобрать авторов, контролировать выполнение плана.

Успех будущего издания зависит во многом от темы произведения. Даже квалифицированная разработка темы, оторванной от
жизни, мелкой по значению, не может привести к созданию достойного произведения.

Проблеме выбора тем уделяется большое внимание в работе книжных издательств.

Основными критериями отбора являются актуальность темы, необходимость (или целесообразность) издания и возможность выпуска книги на эту тему в настоящее время. Актуальность темы определяется политическим, научным, социально-экономическим, культурным и воспитательным значением произведения. Однако такая общая трактовка понятия «актуальность» таит в себе возможность не всегда верного понимания вопроса, потому что масштабы культурного, экономического или научного значения проблемы далеко не всегда так ясны, как может показаться на первый взгляд.

Неверно предполагать, что для научного исследования нужна «некоторая историческая перспектива», «дистанция времени», что с изучением современной истории можно повременить. Конечно, при исследовании современных проблем у автора могут возникнуть дополнительные трудности, поскольку необходимо правильно уловить характер, значение, последствия тех событий, которые еще только происходят.

При планировании выпуска научной литературы важно учитывать, что критерием актуальности темы научного произведения может быть не только возможность немедленного использования заложенных в нем идей на производстве. Нельзя снижать выпуск результатов фундаментальных исследований.

Большую помощь издательствам в определении актуальности тематики будущих произведений оказывает редакционный совет — регулярно действующий совещательный орган при издательстве или редакции. В состав его входят ученые, квалифицированные специалисты отрасли, представители общественных организаций и руководящие работники издательства.

Определяя целесообразность издания книги на данную тему, следует учитывать, во-первых, в какой мере необходимо освещение ее в печати, во-вторых, обязательно ли на эту тему выпустить именно книгу, нельзя ли обойтись иной формой публикации. Правильно решить вопрос о целесообразности издания конкретного произведения можно, лишь глубоко изучив, что было выпущено на эту и близкие темы в последние годы, как был удовлетворен спрос читателей, не намечается ли выпуск издания на подобную тему в другом издательстве и т.п.

Не менее важна и вторая сторона рассматриваемого вопроса: нужно ли на эту тему выпустить именно отдельное издание — книгу или брошюру. Очень часто в практической работе, например в области издания научной литературы, мы сталкиваемся с фактом, когда тема сама по себе представляет научный интерес и имеет право на существование, но выпуск книжного издания не целесообразен.

Книга не единственная форма фиксации и пропаганды труда ученого. Исследование может быть опубликовано в виде статьи в журнале или газете. И только в том случае, когда работа имеет особо важное значение и представляет общественный интерес, она может быть выпущена отдельным изданием. Зрелость редактора должна проявиться, в частности, в том, чтобы выбрать такую форму издания, которая соответствовала бы значению темы и была экономически оправданной.

Интересно
На практике редко бывает так, чтобы тему включили в план, не задумываясь, возможно ли в рамках установленных сроков выполнить намеченную задачу, есть ли автор, который готов сделать данную работу, имеются ли у издательства финансовые и материально-технические возможности, чтобы осуществить задуманное издание, будет ли книга рентабельной или экономически оправданной. Эти обстоятельства надо обязательно учитывать, чтобы компетентно ответить на вопрос о возможности издания. Конечно, как и во многих других случаях, редактор принимает решение только после консультаций с работниками производственного отдела.

Возникают и вопросы при подборе авторов. Считается бесспорным, что удачно подобрать автора или авторский коллектив — значит во многом обеспечить выход необходимого издания. Именно на эту сторону работы должен обращать внимание редактор.

Первая и очень важная забота редактора — издательский портфель, который является основой всей редакторской деятельности. Редактор должен найти актуальные, интересные темы, отыскать автора. Если тема или неожиданный ракурс ее раскрытия не найдет у автора отклика, издание получится скучным, рядовым. Здесь очень многое зависит от редактора.

В поисках тем и авторов редактору необходимо пролистать горы литературы, посетить множество выставок, побывать на многочисленных обсуждениях, научных советах организаций, связанных с издательством, своей тематикой и профилем. Таким образом, активизируя свою работу на подготовительном этапе, редактор должен стремиться к расширению внешних творческих связей.

От автора, его знаний, опыта, творческих возможностей зависит многое: получит ли издательство ту работу, которая нужна, получит ли ее в срок; будет ли рукопись в полной мере удовлетворять издательство или потребуется доработка произведения и т.п. Поэтому тематическое планирование предполагает не только определение тем, но и окончательное решение вопроса о том, кто сможет справиться с темой, написать достойное произведение.

Важная задача всех редакционных работников — постоянно расширять авторский актив, находить новых людей, привлекать их к сотрудничеству, делать своими единомышленниками. Издательские удачи немыслимы без систематической работы по изучению творческих возможностей авторов.

Высокая требовательность, принципиальность при решении вопроса о том, кого пригласить в качестве автора способствуют успеху работы. Практика показывает, что даже самого квалифицированного редактора постигнет неудача, если он нетребовательно подойдет к автору, допустит либерализм, отнесется снисходительно к произведению, нуждающемуся в большой доработке.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)