По поводу преобразования средней школы

Обнародованные недавно «Основные положения устройства общеобразовательной средней школы» возбуждают самые сложные недоумения, самые тягостные опасения. Поставленное во главе «Положений» требование единства средней школы ничем не оправдывается. По силе вещей, из юношей, проходящих курс средней школы, большинство дальнейшего обучения лишено или даже этот курс проходит не до конца и вынуждено пополнять свои знания и умственное развитие жизненным опытом и трудовою практикою.

Значительный контингент переходит в специальные учебные заведения, готовящие к деятельности технической, хозяйственной, коммерческой, или избирает карьеру военную. Лишь незначительное, но весьма ценное меньшинство имеет возможность подготовиться посредством университетского курса к деятельности государственной или научной. Ввиду такого разнообразия в поприщах, предстоящих учащемуся юношеству, в высшей степени желательно сохранить разноoбразие подготовляющих к ним способов обучения.

Параграф второй с его примечанием грозит распространить несомненный вред такого мертвящего объединения и на школу начальную. Школа эта и ныне доставляет гимназиям ежегодно возрастающий и весьма ценный процент воспитанников. Юноши эти – наиболее способные из воспитанников низших школ; начали свое учение при условиях нормальных для подготовки к жизни трудовой и усвоили элементарные знания и умения, всякому грамотному человеку необходимые, гораздо тверже, чем развлеченные многопредметностью воспитанники низших классов гимназий, и потому нередко опережают своих товарищей.

Приспособлять же к этим исключениям курс низших школ в высшей степени опасно. Училища городские, сельские 2-классные школы Министерства народного просвещения, второклассные школы духовного ведомства, даже наилучше поставленные одноклассные сельские школы рисковали бы обратиться ради этих исключений, в ущерб прямому своему назначение, в приготовительные классы к средней школе.

Такому нежелательному превращению способствовало бы честолюбие родителей, самолюбие учителей, соревнование учащихся. Что касается до скороспелого плана обучения в средней школе, то на нем лежит печать прискорбной необдуманности. Существенная его черта – упразднение преподавания греческого языка и отчасти латинского и замена этих дисциплин преподаванием новых языков и предметов, очевидно притянутых для заполнения освободившихся учебных часов.

Интересно
О педагогическом значении древних языков распространяться нет нужды. Об этом написано слишком много, слишком красноречиво об этом свидетельствует вся наука, вся письменность, все искусство, вся жизнь Западной Европы. Уместно только коснуться отношений этого вопроса к целям, преследуемым предпринятою реформою.

Упразднением преподавания мертвых языков предотвращается распространение столь желательного знакомства с языками живыми. Ни для кого не тайна, что в детском возрасте умение говорить, сознательно читать и писать на иностранных языках может быть приобретено лишь в семьях, в коих языки эти употребительны, или в мало кому доступных по своей дороговизне интернатах. Общедоступная средняя школа может дать своим воспитанникам лишь ключ к самостоятельному усвоению новых языков до степени полного понимания читаемого.

Умение на них говорить дается только практикою, к коей представляет случаи всякая деловая жизнь, и нам, русским, по фонетическому богатству нашего языка умение это дается с исключительною легкостью.

Нужно ли напоминать о том, что весь запас латинских корней вошел почти целиком в состав современных языков европейских, что усвоение языка греческого по богатству его словопроизведения и синтаксиса упраздняет все трудности по этой части языков новейших? Нужно ли поставлять на вид, что общая всем европейским языкам (в том числе русскому) громадная номенклатура научная – техническая, художественная, философская, богословская – составлена исключительно из корней латинских и греческих и непосредственно понятна только людям, с древними языками знакомым?

В сущности, для того чтобы дать доступ при всяком посильном напряжении воли к любому из языков европейских, нужно лишь ознакомление сверх языков древних с одним из языков германских.
Из таковых для нас, конечно, всех сподручнее язык немецкий, по коему мы располагаем совершенно достаточным контингентом преподавателей-немцев и ycвоениe коего по многим причинам особенно желательно. Им бы в школе общедоступной и следовало бы ограничиться.

Те учебные предметы, коими предполагается заполнить пробел, оставленный устранением древних языков, возбуждают самые тяжкие недоумения. Введение с низших классов средней школы преподавания естествознания и истории – наук, детскому разумению совершенно недоступных, – положительно вредно.
Оно может только породить в детях бессознательное отвращение к этим наукам, для дальнейшего их развития столь существенным.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)