Платность водопользования
Платность водопользования сохраняется как один из принципов обновленного водного законодательства. При этом имеются две совершенно разные формы платности: водный налог и плата в рамках договора водопользования.
Кроме того, действует гл. 25.2 “Водный налог” Налогового кодекса Российской Федерации, в которой приведены все элементы налогообложения: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Водный налог может иметь большое значение для охраны природы, если он будет выполнять ресурсосберегающую функцию. Поскольку плата за воду увеличится в 1,5 – 2 раза, у потребителя возникнет стимул экономить воду.
При толковании нового ВК РФ могут возникнуть вопросы о соотношении водного налога и предусмотренного договором водопользования платежа за водопользование. На этот случай, согласно Закону “О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации”, внесены изменения в гл. 25.2 Налогового кодекса.
В частности, не признаются плательщиками водного налога юридические и физические лица, осуществляющие водопользование на основе договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно, заключенных и принятых после введения в действие нового ВК РФ. Таким образом, законодатель стремится избежать двойного обложения водопользования – налогом и платежом.
Правовая природа платежей в рамках договоров водопользования позволяет государству вкладывать данные средства в водоохранные мероприятия. Отметим, что подобная практика уже имела место в короткое время функционирования в рамках ВК РФ 1995 г. целевых бюджетных фондов восстановления и охраны водных объектов.
И в настоящее время очень важно, чтобы плата за водопользование обеспечивала финансирование мер по восстановлению и охране вод. Необходимо обеспечить прогрессивный европейский принцип “вода платит за воду”.
Платежи регламентируются согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. N 764 “Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности” <1>. В данном Постановлении определены платежный период и платежная база неналоговых платежей, конкретный размер которых оговаривается в индивидуальном договоре водопользования.
Кроме того, принято Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 876 “О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности” <1>. Предложения о компенсационности платежей за водопользование во многом созвучны со взглядами на сей предмет экономистов.
Современное теоретическое осмысление мировой экономики требует исходить из тезиса, что реальный экономический рост возможен лишь при отказе от “проедания природного потенциала”. В составе общественного продукта, помимо фондов потребления и накопления, необходимо иметь и фонд восполнения природных ресурсов
- Государства дальнего зарубежья
- Балтия: воды и законодательство
- Болота: осушение и реабилитация
- Статус и проблемы водоохранных и береговых зон
- Правовой институт земель водного фонда по законодательству стран СНГ
- Международное речное право стран СНГ
- Соотношение водного законодательства стран СНГ с другими отраслями права
- Новое водное законодательство государств СНГ
- Государства СНГ и Балтии
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу