Планирование законотворческой деятельности

Отдельно следует сказать и о планировании законотворческой деятельности. О целесообразности выделения планирования в качестве стадии законотворческой деятельности пишут в юридической литературе.

Под планированием законодательной деятельности принято понимать «деятельность по формированию программы внесения, рассмотрения, принятия и одобрения проектов законов».

Планирование законодательной деятельности – это деятельность уполномоченных органов парламента (палат парламента), обеспечивающая достижение долгосрочных целей и приоритетов развития законодательства и связанная с установлением порядка и очередности рассмотрения законо- проектов и принятия законов.

Мнение многих ученых и практиков сводится к необходимости формирования единого плана, на основе которого будут приниматься очередность подготовки проектов законов соответствующими органами: Президентом, Правительством, министерствами, иными субъектами, на которые возложена обязанность по подготовке текстов законопроектов.

Кроме того, как отмечается в литературе, планирование законотворческой деятельности создает условия, снижающие вероятность влияния на законотворчество отдельных заинтересованных субъектов и появления стихийности в этом процессе.

В этом смысле оно призвано сыграть важную роль в активном «противодействии процессам теневого лоббирования», которое заключается в незаконном влиянии со стороны отдельных групп на продвижение законопроектов, оказании давления на государственные органы.

В практику деятельности Государственной Думы планирование законопроектной работы было введено (в соответствии с ее Регламентом) осенью 1994 г. Сегодня в Государственной Думе планы законопроектных работ составляются на каждую сессию.

Организация работы над законопроектом включает:

  • определение органа, ответственного за подготовку проекта, и круга специалистов, привлекаемых к участию в работе над ним; создание подготовительных комиссий и рабочих групп;
  • проведение необходимых расчетов, социологических исследований;
  • информационное обеспечение процесса подготовки проекта;
  • согласование подготовленного проекта с заинтересованными органами и его обсуждение;
  • проведение правовой и иной специализированной экспертизы проекта.

Существенную роль в организации подготовки законопроектов играет координация законотворческой деятельности, позволяющая наиболее рационально распределить усилия всех органов и лиц, участвующих в работе, избежать ненужного дублирования.

Планирование законодательной деятельности фактор комплексный, должен учитывать по возможности интересы всех субъектов законодательной инициативы, независимо от статуса и от уровня законотворчества, а также обеспечить долгосрочную программную перспективу развития законодательства и на федеральном и на региональном уровне.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)