Планирование развития отрасли туризма

Известно, что туризм представляет собой сложнейшую комплексную систему, вовлекающую в сферу своего влияния различные секторы экономики. Вместе с тем до 1990 -х гг. многие страны развивали туризм без какого -либо планирования или рассмотрения его на фоне общих процессов экономического развития общества.

Интересно
Как показывает опыт бесконтрольного, случайного развития туризма, это привело к многочисленным проблемам экологического, экономического и социального характера, к которым можно отнести деградацию окружающей среды и потерю национальной самобытности, снижающие в свою очередь поток туристов и ведущие к экономическим потерям.

В современном мире, в условиях неконкурентоспособности экономики многих стран на мировом рынке, многие правительства рассматривают туризм как едва ли не единственную возможность своего успешного экономического раз вития. Отношение к туризму как к инструменту развития общества и экономики базируется на его эффективности в качестве мощного ресурса занятости населения, а также увеличения доходов и восстановления утерянных по разным причинам природных и культурных ресурсов.

Известно также, что уровень экономического развития различных стран и регионов отличается широким разнообразием. Некоторые государства процветают, в то время как другие пытаются сдержать процесс общественного и экономического падения. В последнем случае материальная и духовная среда общества чаще всего находятся в упадке, и туризм (как никогда кстати) становится потенциально привлекательной заменой предприятий производственного и иных сфер бизнеса.

По этой причине в настоящее время все страны, обладающие развитой индустрией туризма, пришли к пониманию того, что планирование туризма составляет основу его цивилизованного развития. Однако прежде чем начать изучение и анализ принципов планирования туризма, необходимо сначала усвоить, что такое планирование туризма и почему оно необходимо.

Известнейший американский специалист и международный консультант в области планирования туризма Эдвард Инскип определил это понятие как организация будущего для достижения ряда определенных целей и задач.

Впервые о необходимости и важности планирования туризма было заявлено в знаменитой Гаагской декларации по туризму, принятой на Межпарламентской конференции по туризму, проведенной межпарламентской группой Нидерландов совместно с приглашенными ею Межпарламентским союзом (МП С) и Всемирной туристской организацией в апреле 1989 г. в Гааге.

Межпарламентская конференция по туризму объявила Гаагскую декларацию инструментом международного сотрудничества и призвала парламенты правительства, государственные и частные организации, ассоциации и учреждения, отвечающие за туристскую деятельность, профессионалов в области туризма, а также самих туристов тщательно учитывать ее принципы в том виде, в каком они изложены в декларации, и основываться на них в своей деятельности.

Гаагская декларация впервые определила необходимость принятия мер, направленных на то, чтобы туризм составлял часть комплексного плана развития страны наряду с другими приоритетными секторами: сельским хозяйством, промышленностью, здравоохранением, социальным обеспечение м, образованием и др. Таким образом, туризм был официально назван отраслью, которой государства должны уделять такое же внимание, как и другим видам социально -экономической деятельности.

В этой декларации определяется необходимость принятия эффективных мер для «…содействия комплексному планированию туристского развития на основе концепции устойчивого развития, а также определено, что туризм должен планироваться государственными властями при участии туристской индустрии на комплексной и последовательной основе с учетом всех аспектов этого явления».

В настоящее время стало очевидным и принятым на международном уровне не только то, что планирование и контроль развития туризма являются обязательной основой обеспечения его успешного развития, но и то, что подходы к планированию туризма, определение его роли и места в развитии страны или региона должны рассматриваться в пределах широкого контекста общественного экономического развития.

Интересно
Важность планирования туризма подтверждается и тем фактом, что официальным основным приоритетом деятельности Всемирной туристской организации (ВТО), наиболее авторитетной международной межгосударственной организации в мире в сфере туризма, является оказание практической помощи странам в области стратегии планирования туризма, туристской политики, развития туризма с учетом специфики региона, связи туристской отрасли с национальной экономикой, оценки перспектив развития туризма.

Планирование туризма, направленное одновременно на предотвращение негативных воздействий и вместе с тем выполнение целей и задач развития общества, должно осуществляться, как уже упоминалось, в соответствии с принципами так называемого устойчивого развития. Впервые определение и концепция устойчивого развития были предложены в докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию в 1987 г., представленном и одобренном на Генеральной ассамблее ООН.

Ко времени Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходившей в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г., идея устойчивого развития окончательно устоялась и получила действенную поддержку на мировом уровне. Согласно определению «устойчивым развитием называется процесс, в рамках которого развитие происходит без нанесения ущерба ресурсам и их истощения, что и делает развитие возможным.

Это, как правило, достигается либо таким управлением ресурсами, при котором они могут возобновляться с той же скоростью, с какой они используются, либо переключением с медленно возобновляемых ресурсов на быстро возобновляемые. При таком подходе ресурсы могут быть использованы как будущим, так и настоящим поколениями».

К основным принципам устойчивого развития отнесены:

  • экологическая устойчивость, которая обеспечивает: сбалансированность развития и поддержания основных экологических процессов; развитие, совместимое с культурой, самобытностью и жизненными ценностями местного населения;
  • экономическая устойчивость, обеспечивающая экономическую эффективность развития и метод управления ресурсами, позволяющий их использование будущими поколениями.

Таким образом, концепция устойчивого раз вития представляет собой основу для достижения целей развития без нанесения ущерба окружающей среде и является процессом планируемых изменений, в рамках которых все инструменты развития от эксплуатируемых ресурсов до инвестиционных стратегий и институциональных элементов приводятся в соответствие не только с настоящими потребностями, но и с интересами будущих поколений. Туризм планируется на национальном, региональном, местном уровне, а также на уровне планирования «дестинаций», или «территорий туристского развития».

Национальный и региональный уровни (долгосрочный и стратегические уровни планирования туризма) предполагают формирования государственной, республиканской, региональной или областной политики развития туризма, законодательных основ его развития, координацию туристской деятельности как на отечественном, так и на международном уровне, а также рассмотрение других элементов, необходимых для развития и управления туризмом на стратегическом уровне, таких как создание рекламно-информационной системы, обеспечивающей пропаганду образа страны или региона как благоприятного для туризма, создание единых основ системы образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров для сферы туризма, научное обеспечение туристской деятельности и др.

Первостепенной функцией стратегического туристского планирования является формирование национальной туристской политики. Это обусловлено тем, что эта политика играет ключевую роль в определении направления туристского развития и приведении его в соответствие с потребностями и интересами населения страны. Создание системы управления туристской политикой также является важнейшим аспектом планирования туризма на национальном уровне.

Другие важные задачи, обычно решающиеся в зарубежной и в отечественной практике на национальном уровне, включают в себя:

  • стратегическое планирование материальной базы, при котором определяются главные объекты туристского показа, регионы туристского развития и основные транспортные артерии;
  • создание национальных стандартов по таким направлениям, как безопасность, подготовка кадров, а во многих странах охрана здоровья.

При этом следует отметить тесную взаимосвязь между различными уровнями государственной исполнительной власти, осуществляющими планирование туризма. Чем более успешно реализуются национальные и региональные программы туристского планирования, тем более вовлеченными в них оказываются местные муниципальные городские и сельские администрации.

Местный оперативный уровень планирования туризма охватывает более детальные локальные программы формирования и развития объектов туристского показа, курортов, рекреационных территорий, различных видов туризма городского, культурного, научного и других, в масштабах не больших, чем город.

В отличие от долгосрочного и стратегического местный уровень планирования сосредоточен на выявлении и разрешении срочных вопросов, связанных с конкретными территориями, объектами, услугами или институциональными элементами. При этом следует помнить, что развитие туризма на местном уровне должно осуществляться с учетом регионального и национального развития и не противоречить ему по своему содержанию.

Примерами деятельности, обычно ассоциируемой с планированием туризма на местном уровне, являются:

  • функциональное зонирование рекреационных территорий, определяющее их планировочное решение, ландшафтное проектирование, размещение и принципы архитектурно – планировочной организации отдельных объектов;
  • формирование и соблюдение местных нормативно – правовых актов; содействие участию в процессе реализации все х заинтересованных в развитии туризма людей и организаций;
  • планирование местной туристской инфраструктуры, включая определение потребностей в тепло -, электро- и водоснабжении;
  • обеспечение доступности всех туристских объектов для местного населения;
  • обеспечение рекреационных и бытовых услуг как для туристов, так и для местного населения;
  • содействие в предоставлении услуг, связанных с профессиональным образованием, подготовкой и переподготовкой кадров для местной индустрии туризма, а также других услуг, касающихся людских ресурсов;
  • финансирование туристского развития;
  • маркетинг и продвижение местных достопримечательностей и туристских программ;
  • вопросы налогообложения.

В практике большинства стран степень участия местной администрации в процессе туристского планирования меняется по мере реализации программы развития туризма. Например, в случае, когда местная администрация определяет территорию для развития туризма, ее первоначальное участие будет весьма значительным: муниципальные власти нанимают для работы архитекторов, инженеров, экономистов, социологов, экологов и других специалистов.

По мере реализации программы администрация постепенно «уходит на задний план» и передает лидерство компаниям частного сектора в вопросах орган изации финансирования, найма специалистов и консультантов, в строительстве и управлении туристскими инфраструктурой и услугами.

Широко распространенный в современной зарубежной туристской практике термин «планирование дестинации» (destination planning) час то используется для определения планирования в масштабах географического региона, который обладает достаточно необходимыми услугами, достопримечательностями, инфраструктурой и потенциалом для привлечения туристов.

Целиком завися от природы и характера туристского развития и территориальных аспектов, дестинация может быть региональной по масштабу, охватывая множество рекреационных территорий и городов, либо она может быть локальной. Для обозначения дестинации также часто используется термин «территория турис тского развития».

Например, дестинацией, или территорией туристского развития, является Анталия в Турции, включающая в себя семь деревень и три древних города. Примерами отечественных дестинации могут служить территории Сочи (от Адлера до Лазаревской) или Большой Ялты, охватывающие почти весь южный берег Крыма (от Алушты до Симеиза).

Вне зависимости от территориального размера дестинации ее ключевой характеристикой является то, что она представляет собой комплексное пространство, включающее в себя достаточное количество средств размещения и туристских достопримечательностей, туристскую инфраструктуру, а также туристскую общественность, способную обеспечить необходимую занятость населения в сфере туризма и необходимые транспортные связи внутри дестинации.

Туристское планирование является весьма трудоемким и сложным делом, поэтому в планировании и реализации любой деятельности в туризме принимают участие люди и организации, способные оказывать реальное воздействие на направления и результаты туристской деятельности.

К ним, как правило, относятся:

  • местное население;
  • сфера бизнеса (иногда даже не связанная с туризмом);
  • политические и другие официальные лица;
  • профессиональные объединения и общественные организации работников сферы туризма;
  • официальные представители правительства или администрации любого уровня, связанные с туристским законодательством и развитием.

Представители каждой из перечисленных категорий вносят свой особый вклад, собственные знания и предложения на общий стол для принятия решений. Следует еще раз подчеркнуть, что их участие особенно важно на ранней стадии процесса планирования для общей поддержки и придания стабильности этому процессу и, таким образом, уменьшает вероятность возникновения проблем в будущем со стороны лиц и организаций, по разным причинам не участвовавших в планировании туризма на первом этапе.

Туристское планирование комплексный процесс, вовлекающий в сферу своего влияния множество людей и организаций из различных областей деятельности. В связи с этим оно может быть подвержено влиянию факторов, оказывающих негативное воздействие на процесс планирования. Это наиболее часто происходит в тех случаях, когда общество ожидает, что туризм сможет разрешить большинство экономических и социальных проблем.

К сожалению, такие ожидания чаще всего наблюдаются в странах и регионах, находящихся в стадии экономической депрессии и скованных бюджетными ограничениями, сокращающими возможности правительства финансировать и поддерживать развитие индустрии туризма.

В таких странах правительства, не имеющие возможности полноценно финансировать развитие туристской индустрии, чаще всего направляют свою деятельность на устранение планового развития и регулирования туризма и возлагают эти вопросы на частный сектор. При этом туристский бизнес, как правило, опасается консолидации частного сектора в отрасли из -за боязни снижения собственной конкурентоспособности в нестабильной ситуации на рынке.

Вместе с тем Гаагская декларация гласит: «Туризм может быть эффективным средством содействия социально-экономическому росту страны, если одновременно принимаются необходимые меры для того, чтобы решить наиболее срочные национальные задачи и позволить национальной экономике достигнуть приемлемого уровня самообеспечения».

Иногда при планировании туризма на местном уровне приходится бороться со скептицизмом населения, основанным на невозможности получения им немедленных личных выгод от туризма. За рубежом распространенным случаем является настороженность местных жителей к туристскому развитию из-за боязни его негативного экологического воздействия.

Очень часто процесс туристского планирования останавливается из-за общественных выступлений в защиту окружающей среды и (особенно) действий со стороны различных инициативных групп по этой защите. При этом сложность и цена пройденного пути планирования могут быть к этому времени достаточно высокими.

Кроме этого при планировании туризма приходится иметь дело с различными видами воздействий, основанных на рыночной конкуренции и являющихся результатом постоянно меняющихся технологий, появления новых дестинаций и перемен в предпочтениях туристов.

Однако, как показывает международный опыт, при отсутствии предварительного комплексного планирования туризма в туристских центрах со временем возникают проблемы (в основном экологического и социального свойства), становящиеся очевидными прежде всего для туристов. Понятно, что на современном туристском рынке, находящемся под жесточайшим прессом конкуренции, туристы немедленно изберут для себя другие дестинаций.

Планирование туризма так же, как и планирование любого другого вида деятельности, преследует цель достижения успеха и недопущения или устранения проблем. Известно, что комплексное планирование требует времени и может вызвать длительные дискуссии и споры, так как различны е политические партии, правительственные и административные структуры, местное население преследуют свои собственные цели и интересы.

Однако общий смысл планирования туризма состоит в том, чтобы обозначить его основные направления и виды развития, оценить преимущества, равно как и недостатки предлагаемой концепции развития, а также определить принципы успешного развития, т. е. достижение успеха при условии недопущения или минимизации проблем до начала дискуссий, строительства или того момента, когда соверше нные ошибки станут либо очень дорогостоящими, либо непоправимыми. Таким образом, туризм может принести множество прямых и непрямых экономических выгод лишь при тщательном и комплексном планировании.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)