План управления коммуникациями проекта

Проводя семинары по проектному менеджменту, я прошу слушателей идентифицировать трудности, с которыми они могут столкнуться при управлении проектами.

Очень часто они называют коммуникации проектов или их отсутствие. Хорошо, что большинство руководителей проектов понимают, насколько важны коммуникации для успеха предприятия. Однако обескураживает тот факт, что мало кто из них принимает конкретные меры для улучшения ситуации.

Начнем с электронной почты. Да, мы до сих пор проводим совещания, звоним заинтересованным сторонам проекта по телефону или лично встречаемся с членами своей команды. Однако сегодня в коммуникациях проектов доминирует электронная почта.

Большинство из нас смирилось с этим. Электронная почта прочно вошла в нашу жизнь, позволяя моментально связываться с адресатом на другом конце планеты или в другом конце зала совещаний. Она дает возможность выстраивать наши ответы по их приоритетности, а в случае необходимости — создавать и бумажную «нить» общения.

Все это хорошо, но по своему опыту я заметил, что мы еще не полностью освоили все возможности этой технологии и не научились максимально использовать ее потенциал.
Разве вам не приходилось получать электронные сообщения на пяти машинописных страницах с бесчисленными параграфами?

Некоторые сообщения напоминают новеллы, посвященные любимым. И наоборот, некоторые имейлы из трех слов оставляют адресата в недоумении по поводу того, что же хотел сказать отправитель. Такую манеру использования электронной почты я называю «коммуникациями Дикого Запада».

В ней не существует никаких правил, законов или норм. Электронные коммуникации по проекту зависят от вкусов и привычек отправителей и получателей. Это оставляет впечатление «свободного полета мысли» и никоим образом не сочетается со средой проекта, в котором есть строгие ограничения по содержанию, расписанию и расходам.

Создайте отдельный порядок электронной переписки и следите за тем, кто и с кем поддерживает связь по проекту. Уточняйте, какие электронные сообщения должны поступить конкретной заинтересованной стороне проекта. Разработайте рекомендации сотрудникам по тому, кого ставить в копию сообщений.

Разве не приходилось вам вернуться из отпуска и обнаружить в своей электронной почте 500 копий писем, большинство которых не имело отношения ни к вам, ни к вашему проекту? Просматривать их не просто утомительно — они отнимают много времени. Соберите команду и с ее участием создайте порядок электронной переписки по проекту. Этим вы реально повысите эффективность коммуникаций проекта и встретите понимание со стороны членов коллектива.

Несколько рекомендаций руководителям проектов и членам команды по использованию электронной переписки по проекту.

  • Посылайте электронные сообщения только тем, кому они необходимы.
  • Внимательно перечитайте имейл перед отправкой, используйте режим проверки правописания.
  • Используйте раздел «Тема сообщения».
  • Создайте в команде правила использования электронной почты и придерживайтесь их.
  • Если вы рассердились… подождите немного, прежде чем отправлять сообщение.
  • Не пишите романов, будьте кратки.
  • Соблюдая краткость, старайтесь включать в сообщение всю необходимую информацию.
  • Не используйте электронную почту для того, чтобы избегать встреч с людьми.
  • Если информация носит деликатный или закрытый характер, встречайтесь со своими корреспондентами лично.

План управления коммуникациями проекта должен включать в себя утвержденный порядок их подготовки и отправки и многое другое. Необходимо отдельно продумать, как повысить эффективность коммуникаций по мере развития и расширения проекта.

Относитесь к разработке вопросов коммуникаций по проекту так же серьезно, как к созданию иерархической структуры работ или устава проекта. Руководители проектов обычно работают в напряженных условиях, когда «хорошо» — это еще недостаточно хорошо. Нужно предвидеть, как добиться максимальной эффективности взаимодействия между заинтересованными сторонами проекта по мере его продвижения по жизненному циклу.

Вот некоторые вопросы по плану управления коммуникациями проекта.

  • Что является предметом коммуникаций по проекту?
  • Когда эти коммуникации должны осуществляться (в конце года, в другое время)?
  • Как будут осуществляться коммуникации (по электронной почте, путем направления бумажных документов с оригиналами подписей, на совещаниях)?
  • Как часто должны осуществляться коммуникации?
  • Кто отвечает за коммуникации (и обеспечивает их осуществление)?
  • Кто является адресатом коммуникаций?

Дав ответы на эти вопросы, вы сможете составить план управления коммуникациями проекта (табл. 6.2).

Некоторые хорошие руководители проектов, с которыми я встречался и работу которых наблюдал, — умные, работоспособные, отлично разбирающиеся в современных компьютерных технологиях — не всегда добиваются успеха, потому что неправильно подходят к разработке и исполнению плана управления коммуникациями проекта. Они его просто не составляют. А вы обязательно разработайте такой план!

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)