Пионеры-агрономы

Труды первых агрономов стали важнейшей основой развития агрономического знания в России. Им не удалось существенно изменить практику ведения сельского хозяйства, но главная их заслуга – пробуждение интереса у российских помещиков к рациональному хозяйствованию, постановка собственных экспериментов, созданию школ, опытных хуторов.

Трансляция знаний посредством публикаций в записках, журналах, а также учебные курсы – важная веха в истории земледелия сельского хозяйства.

История первых пионеров – агрономов показательна в отношении эволюции объединения экономистов – научных обществ. Если вначале своего существования они были скорее «клубами по интересам», то затем появилась характеристика коллективного начала – издавалась периодическая литература, создавались участки для научных экспериментов.

Матвей Иванович Афонин. Если А. Т. Болотов почти всю жизнь изучал проблемы сельского хозяйства на примере Тульской губернии, то М. И. Афонин занимался работой «на «земле» на юге, Иван Михайлович Комов изучал земледелие от северной столицы до Каспия.

Интересно
В 60-х гг. IX в. «научная сторона сельского хозяйства» привлекла внимание Д. И. Менделеева. Он полагал, что «в наше время должно считать одними из первых способов скорейшего улучшения полевого хозяйства – углубление пахотного слоя и употребление искусственных удобрений». На этот период пришлась его покупка подмосковного имения Боблово в Клинском уезде, где ученый «стал вести хозяйство – возможно рациональнее». В середине 60-х гг. под его руководством в Боблове и еще нескольких имениях в других губерниях начали обширную программу сельскохозяйственных опытов, в том числе изучение действия костяной муки на овес и озимую рожь».

Афанасий Афанасьевич Фет в своем имении практиковал многопольные севообороты с посевами трав. Изучал и учитывал «научные требования насчет количества скота по отношению к количеству земли». С техническим оснащением аграрного труда Фет связывал надежды на модернизацию российского сельского хозяйства. При этом он ратовал за новое, рациональное отношение к сельскому труду с использованием машин: «Со вступлением России в Новый период деятельности заветные слова авось, да небось, да как-нибудь должны совершенно уйти из употребления»

А. А. Фет также отмечал, что «высшее университетское образование далеко не прихоть, не роскошь, каким оно было до реформы, а насущная потребность, которой обойти нельзя, если у страны есть будущее».

Александр Николаевич Энгельгардт (1832–1893) – русский публицист-народник и агрохимик. Главную проблему российского земледелия – повышение плодородия почвы Энгельгардт предполагал разрешить, используя минеральные удобрения. Пытаясь сдвинуть с мертвой точки важную для России проблему – отечественное производство туков, – Энгельгардт, работал исключительно на собственном энтузиазме.

Всю свою энергию он направлял на пропаганду и формирование «артелей из крестьян с привлечением интеллигенции».
«Наше хозяйство нескоро подвинется, если не явятся люди, которые, будучи теоретически подготовлены, займутся им на практике». Имение Батищево после смерти А. Н. Энгельгардта было переименовано в Энгельгардтовскую станцию, по форме своей оно стало одним из частных опытных учреждений. Подобных примеров не слишком много, тем не менее они составили яркую страницу в истории организации науки для сельского хозяйства России.

К 1916 г. в России издавалось 300 газет, журналов и периодических сборников по сельскому хозяйству. Их изучение показало: научные материалы публиковали примерно 190 изданий. Из указанных изданий более 100 выпускали сельскохозяйственные общества; государство выпускало 25 изданий, 24 принадлежало частным лицам, 13 были земскими. Таким образом, общественные организации оказались явными лидерами в сфере издания научной периодики.

В 1856 г. по инициативе профессора Московского университета А. П. Богданова в Москве был организован Комитет по акклиматизации животных и растений, преобразованный позднее в Императорское Русское общество акклиматизации животных и растений.

В его работу входило:

  • организации сети акклиматизационных станций;
  • постановка на них опытов по выращиванию интродуцированных растений;
  • инвентаризация местных полезных растений;
  • устройство акклиматизационного музея, где хранились собранные гербарии полезных растений.

П. Д. Копылов: «Все относительно немногое, что сделано у нас в отношении улучшения сельского хозяйства, сделано по преимуществу земскими учреждениями».

Одна из главных задач земских опытных учреждений была в том, чтобы новшества оказались адаптированными к местным условиям, будь то сорта, удобрения, севообороты или методы борьбы с вредителями. Первые опытные земские фермы появились в конце 80-х гг. XIX в.

Главные надежды связывали с введением участковой агрономии, истоки которой можно соединить и с практической стороной «хождения в народ». Одним из идеологов проекта принято считать профессора МСХИ Алексея Федоровича Фортунатова.

Анализируя мотивации, которыми руководствовались в деле поддержки агрономии различные общества, отметим некоторые моменты.

Создание общественных опытных учреждений стало массовым явлением в середине XIX в. Этот факт объясняет влияние аграрного кризиса – неурожая и «великого голода» 1891–1892 гг. «Мотивация голода» оказалась универсальной для всего гражданского общества.

Земства в XIX в. закупали улучшенные сорта сельскохозяйственных культур, машины и прочее в США. Так, на почве торговли установились тесные контакты земских агрономов с американскими фермерами и было ясно, что России не угнаться за стремительно уходящей вперед Америкой, лишь приобретая семена и технику.

Американское сельское хозяйство обязано своими впечатляющими успехами науке. Земские агрономы утверждали, что и без использования агрономической науки Россия вскоре не сможет конкурировать с Америкой, тратящей сотни тысяч долларов на оригинальные исследования в сельском хозяйстве.

Практик А. Г. Дояренко заявил, что лишь десятая часть результатов творческого труда может быть полезной населению и государству, но ее появление невозможно без остальных девяти десятых на первой взгляд лишней научной работы.

Заслуга И. А. Стебута при подготовке агрономов придавал очень большое значение воспитанию, он говорил: «Учитель должен быть воспитателем в одно и то же время… Воспитатель должен больше следить за собой, чем за воспитанником, с которым он приходит в соприкосновение, потому что мы должны быть сами прежде всего тем, кого желаем видеть в человеке воспитуемом…

Директор должен силою своего авторитета направлять и объединять деятельность как преподавателей, так и других служащих, не подавляя ничьей личности, индивидуальности, потому что надлежащей воспитательной обстановкой для учащихся могут быть только живые люди, сохраняющие свою индивидуальность, а не обезличенные мертвые, превращенные в машины люди…

Дело не в том, чтобы нагрузить голову учащегося, а в том, чтобы развить ее. Это последнее есть важное условие того, что
учащийся, которого учебное заведение подготовляет к его будущей деятельности, не выпускает готовым деятелем, будет продолжать учиться в жизни».

Секрет влияния И. А. Стебута на учащихся заключается в его богатейших знаниях, умении передать их учащимся, в его обаянии, высоких человеческих качествах характера. Он любил свой предмет, не употреблял затасканные истины, до глубокой старости сам учился, читал лекции живо, интересно. Стебут представляет величественную фигуру деятеля русской агрономии, поэтому еще при жизни его назвали «Патриархом русского земледелия».

Конкурирование за финансы, освоение неограниченных земельных ресурсов, маневрирование между научными исследованиями и практической деятельностью – вот общая характеристика жизни всех опытных учреждений России.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)