Первичное и вторичное учение

Естественно возникает вопрос, что это за такая «внутренняя деятельность», как она возникает и в чем она заключается. Исследования Ж. Пиаже и А. Н. Леонтьева дали основания им утверждать, что эта внутренняя деятельность, возникает из внешней путем ее интериоризацни. Предметные действия отражаются в психических процессах. Затем эти процессы освобождаются
от непосредствениой связи с предметами и превращаются, таким образом, в психические операции.

Так, например, предметное действие разделения, разборки, разъединения вещи по мере накопления опыта заменяется его психическим отражением — мысленным разделением, расчленением вещи, ее образа, понятия о ней. Она превращается в психическую операцию анализа.

Системы таких психических операций, развертывающихся в идеальном плане, это и есть внутренняя, психическая деятельность. Основным орудием интериоризации является, как мы видели, слово. Оно позволяет оторвать образ и операцию от вещи и действия, заменить их собственными речевыми движениями индивида, т. е. отдать в его власть.

Сказанное позволяет сформулировать важное предположение о роли внешней (предметной) и внутреннеи (психической) деятельности в учении. Внешняя гностическая деятельность, по-видимому, обязательна для учения, когда в психике еще не сформированы соответствующие образы, понятия и операции. Если же образы и операции, необходимые для усвоения новых знании или умений, уже имеются у ученика, то для изучения, достаточно одной соответствующей внутренней гностической деятельности.

Эту разницу некоторые психологи предлагают закрепить в соответствующих терминах. Первый случай они называют ранним или первичным учением, второй — поздним или вторичным учением (Хебб). Первичное учение носит условно рефлекторный, двигательный характер. Оно осуществляется с помощью предметной (внешней) деятельности.

Это — учение через делание. Вторичное учение носит интеллектуальный «созерцательный» характер. Оно осуществляется с помощью одной психической (внутренней) деятельности. Это — учение через восприятие.

Значит, решая вопрос о требуемом характере учебной деятельности, надо прежде всего проанализировать, каких знаний и умений требует усвоение нового материала.

Если ученик еще не владеет арсеналом необходимых Для этого психических структур (образов, понятий и операций), то начинать надо с предметной, гностически деятельности. Ученик должен сталкиваться с самими предметами и явлениями. Он должен «своими руками» осуществлять соответствующие действия и операции.

Затем, выделяя, закрепляя и отделяя их с помощью слов, он постепенно должен переводить их в идеальный (психический) план. Этот тип учения тщательно исследовали… П. Я. Гальперин и его школа.

Если же ученик уже владеет арсеналом необходимых исходных понятий и операций, то можно начинато прямо с внутренней гностической деятельности. В этом случае ученику можно вместо вещей и действий над ними преподносить соответствующие слова, поскольку он уже знает, что они означают и чего требуют, т. е. осществлять традиционное обучение методами обобщения
и показа с соответствующими ему «пассивными» способами научения: слушанием, чтением, наблюдением.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)