Кризис объясняли по-разному

Проблема «кризиса» в подростковом возрасте приковывала внимание и интересовала ученых прежде всего и больше всего. Ее теоретическая разработка началась на рубеже XX века. В это время господствовало представление, что источником «кризиса» и специфических особенностей подростка являются биологические моменты, генетически предопределенные изменения в подростке.

Поэтому появление новых психологических особенностей рассматривалось как явление неизбежное и универсальное, т. е. присущее всем подросткам. А из этого следовал вывод: трудности надо, так сказать, перетерпеть, вмешательство с целью что-то изменить, исправить нецелесообразно и бесполезно — природу не изменишь! Эта ложная и вредная педагогическая позиция прямо вытекала из представления о биологической обусловленности развития и психических особенностей подростка.

Однако это представление постепенно расшатывалось, так как опровергалось фактами новых исследований и практикой воспитания подростков. Психологи пришли к выводу о зависимости существенных особенностей подростка от социальных условий… Психологи П. Л. Загоровский и И. А. Арямов исследовали большую группу школьников и не обнаружили у многих подростков особенностей и трудностей, которые считались типическими для детей этого возраста…

Важные факты обнаружили американские антропологи, которые изучали так называемые примитивные цивилизации. М. Мид детально исследовала жизнь и .особенности девочек-подростков острова Самоа. Никакого кризиса в их развитии она не обнаружила, а нашла и описала противоположное — гармоничное,  бесконфликтное протекание подросткового периода.

Она даже пришла к выводу, что этот период у самоанской девочки — наиболее приятный и свободный по сравнению с детством и взрослостью. М. Мид и другие антропологи установили, что подростковый период может иметь разную длительность, а в некоторых племенах он ограничивается несколькими месяцами.

Антрополог Р. Бенедикт, сравнивая воспитание детей в разных обществах, пришла к выводу, что во многих культурах нет подчеркивания контраста между взрослым и ребенком, который существует в американской системе воспитания. В этих культурах дети с мдлого возраста включены в труд взрослых, имеют обязанности, несут ответственность. С возрастом то и другое увеличиваются, но постепенно. Физические наказания отсутствуют. Во многих племенах вообще отвергается идея о детском послушании.

В отношениях взрослого и ребенка существует взаимосвязь. У детей всячески стимулируют и поощряют поведение, которое высоко оценивается у взрослых. Поведение не поляризуется: одно — для ребенка, другое — для взрослого.

Это позволяет ребенку с детства приобретать умения и представления, которые будут ему необходимы в будущем. В таких условиях переход от детства к взролости протекает плавно, ребенок постепенно учите способам взрослого поведения и оказывается подитовленным к выполнению требований статуса взрослго.

Иначе протекает переход от детства к взрослое в условиях, когда важные требования к детям и взрослым не совпадают, являются противоположными (как например, в обществах с высоким промышленным равитием). В результате этого’ складывается неблагоплучная ситуация: в детстве ребенок усваивает то, ч•ему не пригодится как взрослому, и не учится необходимому для будущего.

Поэтому он оказывается не подготовленным к нему при достижении «формально? зрелости. В этих условиях возникают разные сложное в развитии и воспитании подростка. А общий вывс Р. Бенедикт таков: переход от детства к взрослос происходит в разных обществах по-разному.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)