Отношения собственности в водном праве

Вода в природе находится в постоянном движении, перемещается по поверхности земли и в недрах, происходит ее кругооборот в природе.

Законодатель, учитывая специфику оборота воды, подчеркивает, что к водным объектам не применимо во всей полноте понятие владения. Собственник в полной мере не может осуществлять в отношении водных объектов не только правомочие владения, но также пользования и распоряжения.

Известная мудрость гласит, что в одну реку нельзя войти дважды. Равным образом нельзя пользоваться, владеть и распоряжаться тем водным объектом ( того качества и состояния), каким он был одним мгновением ранее.

Предметом водных отношений может являться как водный объект в целом, так и его часть. В отличие от этого, предметом права собственности, по Водному кодексу РФ, может выступать только водный объект в целом (река, водоем территориальное море и т.п.).

Нельзя не отметить, что законодатель учел имевшиеся в этой области наработки российской юридической науки XIX века.

Так, одно из разъяснений Гражданского Кассационного Департамента Правительствующего Сената в Российской империи гласило: “Течение реки состоит в беспрерывном обмене водных частиц, в этом естественном состоянии непрерывного движения и обмена должна рассматриваться река как объект права, и в этом смысле право владения рекой нельзя превращать в право на самую массу воды, беспрерывно меняющуюся”.

Водные объекты могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной ( юридических и физических лиц) собственности.

В муниципальной и частной собственности могут находиться только обособленные водные объекты ( замкнутые водоемы) – небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

Водное законодательство устанавливает презумпцию государственной собственности в отношении водных объектов: все водные объекты, включая обособленные, не находящиеся в муниципальной или частной собственности, находятся в государственной собственности.

В федеральной собственности ( собственности Российской Федерации) находятся водные объекты, представляющие наибольшую значимость для Российской Федерации и ее устойчивого развития.

К таким объектам относятся:

  • Поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов Федерации;
  • Подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
  • Водные объекты, расположенные на территории одного субъекта РФ, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;
  • Водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
  • Трансграничные (пограничные) водные объекты;
  • Внутренние морские воды;
  • Территориальное море Российской Федерации;
  • Водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;
  • Водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно- оздоровительных местностей федерального значения;
  • Иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.

А. Н. Вылегжанин полагает, что ст.36 Водного кодекса РФ, определяющая водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, не в полной мере соответствует требованиям международного права, поскольку к федеральной собственности отнесены водные объекты, служащие средой обитания анадромных видов рыб.

По его мнению такие водные объекты включают не только пресноводные водоемы, но и морские районы за пределами территориального моря и даже за пределами 20-мильной экономической зоны РФ (районы открытого моря).

Такая оценка содержания ст.36 ВК РФ основана на том, что автор относит морские районы за пределами территориального моря и за пределами 200-мильной экономической зоны РФ к водным объектам.

Между тем, ст.8 Водного кодекса РФ содержит исчерпывающий список водных объектов, отношения по поводу которых регулируются российским водным законодательством и не предусматривает возможности его расширительного толкования.

Сравнительно-правовой анализ содержания статей 8 и 36 Водного кодекса РФ, ФЗ РФ “Об исключительной экономической зоне РФ” позволяет сделать заключение, что к водным объектам федеральной собственности относятся реки, озера и другие водоемы Российской Федерации, служащие местом обитания анадромных и катадромных видов рыб.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)