От декабристов к лишнему человеку

Рубежом в русской истории стало восстание декабристов. В нашей истории это была не первая попытка государственного переворота. Это потом его рассматривали как начало революционного движения в России. Но даже самое поверхностное сопоставление декабристов с революционерами и большевиками показывает, как мало между ними общего.

Действительно, странное впечатление полной беспомощности оставляет многочасовое стояние мятежников на Сенатской площади. Революционеров из декабристов не вышло. Но основное их преимущество перед народниками, эссерами и большевиками состояло в том, что движение декабристов принадлежало русской культуре.

Декабризм нес позитивное начало. Декабристы олицетворяли собой то настоящее, которое благодаря им становилось насыщеннее и значительнее. С ними в русской культуре связана тема необыкновенной пронзительности и силы. Это и обостренное чувство ответственности за свою страну, и готовность на жертвенность и самоотречение людей, вовсе не обделенных.

Интересно
Как раз наоборот – многие из декабристов составляли золотую молодежь русского дворянства. С подавлением восстания декабристов начинается новая эпоха в русской культуре XIX века. Как никогда ранее она была двойственна и противоречива. Это было время романтизма в искусстве. Растерянность этого времени в середине века была глубоко пережита и выражена в русской культуре, в центре которой стояла фигура “лишнего человека”.

Нельзя забывать, что “лишний человек” был воспитан на дворянской кульбеспочвенным человеком. Их европейская выделка, образованность, культура явились как бы избыточными, необязательными деталями русской жизни. Культурные преимущества оборачивались для них ненужностью для общества (последствия этого недооцениваются и по сей день).

Дворянин свое дворянское преимущество – привилегию, свободу потерял одним тем фактом, что стал “лишним человеком”. Его свобода оставалась чисто внутренней (в сфере мысли, искусства), но уже не свободой образа жизни, подобающего дворянину. “Лишний человек” для мужика, купца или мещанина был странным, чудаковатым существом, а вовсе не тем барином-аристократом, кому хотелось подражать и за которым нужно было изо всех сил тянуться. “Лишние люди” не только не удержались на высоте своего дворянства и аристократизма, но и признали преимущество перед собой так называемого “народа”.

Характерным явлением нашей культуры начиная с “золотого века” стало понятие народ. Вообще говоря, народом вправе называться все население страны, если оно образует национальную общность. У нас же под народом подразумевалось прежде всего если не исключительно “простонародье”, то представители низших сословий (и прежде всего крестьянство).

В лице “лишнего человека” дворянство признало в крестьянстве русский народ, а не в себе. Тем самым под сомнение была поставлена вся дворянская культура, которая в творчестве тех самых “лишних людей” как раз и достигла своего расцвета.
Народничество русской дворянской культуры стало капитуляцией высокой культуры перед народной. Это был надлом русского “золотого века”, который так и не был преодолен.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)