Особенности выпуска товаров при назначении таможенной экспертизы

На основании статьи 122 ТК ЕАЭС:

1. Выпуск товаров до получения результатов таможенной экспертизы, назначенной до выпуска товаров, производится таможенным органом при условии, что уплачены таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины в размере, исчисленном в декларации на товары, и предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в размере, определенном в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 65 и пунктами 5 и 6 статьи 75 ТК ЕАЭС, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 и пунктом 3 данной статьи, и случаев, устанавливаемых законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 данной статьи.

2. Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не предоставляется в следующих случаях:

  • декларантом товаров выступает уполномоченный экономический оператор;
  • в иных случаях, устанавливаемых законодательством государств членов о таможенном регулировании.

3. В случае если таможенные операции от имени и по поручению декларанта совершает таможенный представитель и такой таможенный представитель в соответствии со статьей 405 ТК ЕАЭС несет с декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин может не предоставляться при соблюдении условий, определяемых ЕЭК, а до их определения ЕЭК – законодательством государств-членов.

4. Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин предоставляется в соответствии с главой 9 и статьей 75 ТК ЕАЭС.

5. Положения пункта 1 данной статьи не применяются в случае обнаружения таможенным органом признаков, указывающих на возможность применения в отношении товаров запретов и ограничений и (или) мер защиты внутреннего рынка, установленных в ином виде, чем специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) установленные в соответствии со статьей 50 Договора о Союзе иные пошлины, и неподтверждения декларантом их соблюдения.

Рассмотрим пример выпуска товаров при назначении таможенной экспертизы. Вопрос: Организация поместила иностранные товары, прибывшие в российский морской порт, под процедуру выпуска для внутреннего потребления. До выпуска товаров таможенный орган назначил их таможенную экспертизу. Каковы особенности выпуска товаров? Ответ: При назначении таможенной экспертизы декларант может добиться выпуска товаров до получения результатов экспертизы при условии предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей.


При этом декларант вправе отказаться от предоставления обеспечения, что приведет к увеличению срока выпуска товаров на срок проведения таможенной экспертизы. В этом случае товары могут находиться на временном хранении на территории морского порта либо могут быть перемещены с территории морского порта на СВХ, временное хранение на котором будет дешевле.

Обоснование: В соответствии с положениями ст. 134 ТК ЕАЭС иностранные товары помещаются под процедуру выпуска для внутреннего потребления, в соответствии с которой товары находятся и используются на таможенной территории Союза без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими.

Интересно
Согласно п. 3 ст. 105 ТК ЕАЭС процедура выпуска для внутреннего потребления заявляется декларантом путем подачи декларации на товары. При проведении таможенного контроля таможенные органы вправе назначать проведение таможенной экспертизы (пп. 3 п. 1 ст. 338 ТК ЕАЭС).

Таможенная экспертиза назначается таможенным органом в случае, если для разъяснения вопросов, возникающих при проведении таможенного контроля, требуются специальные знания. Таможенная экспертиза назначается в отношении товаров и документов, а также средств идентификации таких товаров и документов (пп. 1 и 3 ст. 389 ТК ЕАЭС). Порядок проведения таможенной экспертизы приведен в приказе ФТС России от 16.01.2019 № 34 «Об утверждении Порядка проведения таможенной экспертизы, формы решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы».

Таможенная экспертиза проводится в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня принятия экспертом материалов и документов (п. 1 ст. 390 ТК ЕАЭС). Срок проведения таможенной экспертизы с письменного разрешения начальника таможенного органа и с указанием причин такого продления может быть продлен на срок, не превышающий четырех месяцев со дня принятия решения о продлении (ч. 6 ст. 335 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ). Случаи возможного продления срока проведения таможенной экспертизы указаны в приказе Минфина России от 25.11.2019 № 200н «Об установлении случая продления срока проведения таможенной экспертизы».

Отметим, что согласно действующему таможенному законодательству возможны два варианта выпуска товаров при проведении таможенной экспертизы:

  • выпуск товаров до получения результатов таможенной экспертизы;
  • выпуск товаров после получения результатов таможенной экспертизы.

Выпуск товаров до получения результатов таможенной экспертизы производится таможенным органом при условии, что уплачены таможенные платежи в размере, исчисленном в ДТ, и предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей. Обеспечение не предоставляется, если декларантом выступает уполномоченный экономический оператор, а также в случае, если таможенные операции совершает таможенный представитель, который несет с декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных платежей (п. 1, пп. 1 п. 2 и п. 3 ст. 122 ТК ЕАЭС).

Размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут дополнительно подлежать уплате по результатам таможенной экспертизы (пп. 3 и 4 ст. 65 ТК ЕАЭС).

Из вышеизложенного следует, что декларант может добиться выпуска товаров до получения результатов таможенной экспертизы, если уплатит таможенные платежи и дополнительно внесет обеспечение уплаты таможенных платежей, т.е. изначально рассчитанная в ДТ сумма таможенных платежей может увеличиться по результатам таможенной экспертизы (например, при изменении кода товаров по ТН ВЭД ЕАЭС), за что таможенным органом берется обеспечение.

Если рассчитанный таможенным органом размер обеспечения уплаты таможенных платежей не устраивает декларанта, он вправе отказаться от предоставления обеспечения. В этом случае товары до их выпуска могут находиться на складе временного хранения (СВХ) сроком до четырех месяцев (п. 1 ст. 98, п. 1 ст. 99, п. 1 ст. 101 ТК ЕАЭС).

При этом если таможенная экспертиза не может быть завершена в срок не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации ДТ, и декларантом не предоставлено обеспечение, срок выпуска товаров продлевается на срок проведения таможенной экспертизы (пп. 6 и 8 ст. 119 ТК ЕАЭС).

Отсюда следует, что отказ декларанта от предоставления таможенному органу обеспечения при проведении экспертизы значительно увеличит срок выпуска товаров, что приведет к увеличению издержек за оплату услуг владельца СВХ, поскольку товары до выпуска (т.е. до окончания таможенной экспертизы) должны находиться на временном хранении (п. 7 ст. 88 и п. 2 ст. 410 ТК ЕАЭС).

Интересно
Учитывая тот факт, что временное хранение товаров в морском порту является дорогостоящим, декларант на основании пп. 2 п. 5 ст. 88 ТК ЕАЭС может переместить товары с территории морского порта на СВХ, временное хранение на котором будет дешевле. При осуществлении выбора места временного хранения необходимо учитывать не только стоимость услуг по хранению товаров, но также стоимость погрузочно-разгрузочных работ и перевозки товара с территории морского порта на СВХ.

В случае если перемещение иностранных товаров с территории морского порта на СВХ более выгодно, такая перевозка осуществляется в соответствии с процедурой таможенного транзита (п. 9 ст. 88 ТК ЕАЭС). Перевозка товаров без помещения под процедуру таможенного транзита допускается при условии нахождения более дешевого СВХ в регионе деятельности таможенного органа, в котором было зарегистрировано прибытие товаров (ч. 13 ст. 85 Федерального закона № 289-ФЗ). Подробнее порядок таможенного оформления при прибытии товаров на территорию РФ в морских портах и их перемещении из мест прибытия в места временного хранения изложен в приказе ФТС России от 18.03.2010 № 510.

Таким образом, при назначении таможенной экспертизы декларант может добиться выпуска товаров до получения результатов экспертизы при условии предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей. В противном случае срок выпуска товаров продлевается на срок проведения таможенной экспертизы.

В соответствии со статьей 123 ТК ЕАЭС в случае выявления административного правонарушения или преступления выпуск товаров до завершения производства по делу об административном правонарушении (административного процесса) или завершения производства по уголовному делу производится таможенным органом при условии, что такие товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств-членов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)