Особенности организации учета импортных операций

Общие принципы бухгалтерского учета операций по импорту материальных ценностей в рамках исполнения внешнеторгового контракта вытекают из Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006, утвержденного Приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н (в ред. от 09.11.2017 № 180н).

Помимо названного документа, отражающего специфику учета валютных операций, к категории которых относятся и импортные операции, следует руководствоваться также базовыми принципами и методологическими основами ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету отдельных активов и обязательств, которые в равной степени распространяются на все хозяйственные операции, в том числе и связанные с исполнением внешнеторговых сделок.

Так, при импорте оборудования необходимо учитывать нормы ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (в ред. от 16.05.2016 №64н), а при импорте материалов нормы ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н (в ред. от 16.05.2016 №64н). Бухгалтерский учет импортных операций по внешнеэкономической деятельности следует вести обособленно.

Интересно
Необходимость обособленного ведения бухгалтерского учета таких операций вытекает из их существенных отличий от сделок внутри страны, которые заключаются в необходимости пересчета иностранной валюты в рубли. В соответствии с ПБУ 3/2006 стоимость активов и обязательств, выраженная в иностранной валюте, отражается на счетах бухгалтерского учета в рублях в суммах, полученных путем пересчета иностранной валюты по курсу Банка России, действующему на дату совершения операции.

Датой совершения операции в соответствии с данным Положением признается та дата, когда у организации возникает в соответствии с законодательством Российской Федерации или договором право принять к учету активы (имущество) и обязательства, являющиеся результатом этой операции. Следовательно, при импорте материально-производственных запасов и иного имущества такое право возникает в момент перехода права собственности на импортированные материальные ценности к импортеру.

При отражении в бухгалтерском учете исполнения внешнеторгового контракта на импорт товара особое внимание следует обратить на своевременную постановку импортируемых товаров на балансовый учет (это должно быть сделано на момент перехода права собственности к покупателю, который определяется в условиях контракта).

Импортные товары, полученные покупателем, право собственности на которые еще не перешло к нему, должны временно учитываться на забалансовых счетах. Только при наступлении момента передачи права собственности импортеру эти товары переводятся с забалансового учета на балансовый.

Учет импортных товаров ведется по учетным партиям при импорте машин и оборудования за учетную партию принимаются:

  • по морским перевозкам – заказ, транспорт, пароход, коносамент;
  • железнодорожным перевозкам – заказ, транспорт, вагон, международная железнодорожная накладная.

При импорте сырья, продовольствия и товаров массового производства за учетную партию принимаются:

  • по морским перевозкам – пароход, товар, коносамент;
  • железнодорожным перевозкам – вагон, эшелон.

Если с иностранным поставщиком имеется договоренность о предъявлении им счета на каждую транспортную партию, то за учетную партию принимается партия, оформленная одним счетом поставщика. Во всех случаях выбор признаков учетной партии должен обеспечивать возможность контроля за движением и остатков товара в пути, в местах хранения и перевозки грузов.

Интересно
Импортные товары учитываются по фактурной импортной стоимости, под которой понимают стоимость товара, включая тару и упаковку. Иностранными поставщиками в зависимости от условий поставки товара в фактурную импортную стоимость товара могут включаться дополнительные накладные расходы, которые затем возмещаются импортером.

Накладные расходы, оплачиваемые предприятием по отдельным счетам, в фактурную стоимость товаров не входят и учитываются отдельно на счете 44 «Расходы на продажу». Если товар поставляется на условиях «Франко-граница» страны поставщика, то кроме фактурной стоимости товара поставщик включает в счет все расходы по доставке товара до границы.

В соответствии с ПБУ 5/01 фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

К фактическим затратам на приобретение материально-производственных ресурсов относятся:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;
  • таможенные пошлины;
  • невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;
  • затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию;
  • затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Таким образом, указанный перечень является открытым и определяется экономической сущностью совершаемых организацией операций. Организации в обязательном порядке должны включать указанные затраты в стоимость материалов. Не включаются в фактические затраты на приобретение материальнопроизводственных запасов общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов.

При импорте активов, подлежащих учету в качестве основных средств (ОС), бухгалтерский учет следует вести согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.

Согласно п. 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью ОС, приобретенных за плату, как указано в п. 8 ПБУ 6/01, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление ОС являются:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ОС;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта ОС;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект ОС;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта ОС.

Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление ОС общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением ОС.

Импортируемые НМА согласно п. 8 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» оцениваются по первоначальной стоимости, которой в случае приобретения за плату признается сумма фактических расходов на приобретение, за исключением НДС:

  • сумма вознаграждения, уплачиваемая российской организацией по договору с иностранным правообладателем;
  • суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериальных активов;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы, невозмещаемые суммы налогов, государственные, патентные и иные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением НМА;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект НМА;
  • иные расходы, непосредственно связанные с приобретением НМА и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

При создании НМА, кроме расходов, предусмотренных в пункте 8 ПБУ 14/2007, к расходам также относятся:

  • суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг сторонним организациям по заказам, договорам подряда, договорам авторского заказа либо договорам на выполнение научно-исследовательских, опытноконструкторских или технологических работ;
  • расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании НМА или при выполнении научно-исследовательских, опытноконструкторских или технологических работ по трудовому договору;
  • отчисления на социальные нужды;
  • расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, амортизация основных средств и НМА, использованных непосредственно при создании НМА, фактическая стоимость которого формируется;
  • иные расходы, непосредственно связанные с созданием НМА и обеспечением условий для его использования в запланированных целях.

Расходы по полученным займам и кредитам не являются расходами на приобретение, создание НМА, за исключением случаев, когда актив, фактическая стоимость которого формируется, относится к инвестиционным. При формировании первоначальной стоимости импортных товаров необходимо учитывать момент перехода права собственности на товар от продавца к покупателю. Этот момент должен быть отражен во внешнеторговом контракте (при отрузке товаров перевозчику, оплате импортных материальных ценностей, пересечении товарами границы Российской Федерации и т.д.).

Интересно
При отсутствии во внешнеторговом контракте этого момента передача права собственности согласно «ИНКОТЕРМС» обычно происходит и момент перехода от продавца к покупателю риска случайной гибели или утраты товаров. Кроме этого на основе базисных условий поставок формируется состав затрат по поставке товаров от продавца к покупателю.

Включение у покупателя в состав импортной стоимости расходов попоставке, которые согласно условиям «ИНКОТЕРМС» обязан оплатить продавец, приводит к завышению импортной стоимости товаров и, следовательно, к уменьшению финансовых результатов этих реализации. При перемещении товаров через таможенную границу РФ предприятию необходимо уплатить необходимые таможенную пошлину и сборы, акцизы по подакцизным товарам и НДС, который уплачивается таможенному комитету.

Таможенная пошлина взимается либо в зависимости от количества экспортируемого товара (специфическая), либо в зависимости от заявленной в таможенной декларации таможенной стоимости товара (адвалорная). Возможно использование комбинированной таможенной пошлины. Она рассчитывается по двум вышеназванным вариантам, но взимается наибольшая.

В бухгалтерском и в налоговом учете таможенные пошлины и сборы могут включаться в первоначальную стоимость импортного имущества. Отразив это в учетной политике, можно сблизить эти два вида учета.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)