Особенности буддизма в Китае

В Китай эта религия проникла в начале нашей эры вместе с купцами, которые ходили по Великому Шелковому Пути из разных государств. Во 2-3 вв. н.э. этим философским течением заинтересовался китайский императорский двор.

Считается, что в то время в Китае уже существовали даосизм и конфуцианство. Буддизм имел много схожего с даосизмом, а потому не воспринимался как что-то кардинально новое, что и повлияло на его довольно быстрое распространение в стране.

Основоположником этой веры в Китае стал монах Ань Шигао. Это был высокообразованный человек, который вместе со своими сподвижниками перевел на китайский язык несколько десятков буддийских работ. В то время возникают и первые упоминания о празднествах, устраиваемых в монастырях, что тоже говорит о росте популярности этого учения.

В 4 в. н.э. философия Будды Гаутамы стала заслуживать внимания правящих властей. В это время в Китае было смутное время, и буддийские идеи способствовали успокоению народных масс. Простые люди могли найти что-то свое, тот путь, который подходил именно им.

На севере распространением философии данного течения занимался индийский монах Кумараджива. Он учредил и заложил фундамент буддийской китайской школы. Именно в это время в Китае стали образовываться различные школы и направления пришедшей религии.

Так сложилась ситуация, что на севере изначально буддизм развивался под строгим влиянием императорской власти. В 6-м веке он стал практически официальной религией. Этому особо способстовала императорская династия Лин в лице императора У-ди.

Таким образом, в средние века в Китае существовало три религии: конфуцианство, даосизм и буддизм. Все они взаимно дополняли друг друга, и даже перенимали какие-то детали друг у друга.

Школы

Поскольку учение Будды быстро расширялось по стране, то внутри него образовалось основные школы:

  • трактатов — ее основу составляли древние индийские учения. Сторонники этого направления предпочитали осваивать философскую сторону трудов, нежели проповедовать идеологию среди народа;
  • сутр — последователи этой школы строго придерживались сути одного какого-то текста, который, обычно, выбирал глава;
  • дхьяны (чань) — ее приверженцы предпочитали практику: занимались цигун, медитациями и проповедовали свое учение среди народа.

Буддизм оказал влияние на культуру, живопись, литературу, архитектуру и культуру Древнего Китая. Например, чайная церемония появилась в Китае с приходом в страну буддийского движения.

Монахи использовали чайный напиток в качестве тонизирующего средства во время многочасовых медитативных практик. Этот обычай впоследствии стал использоваться обычными людьми, что и привело к зарождению красивой культурной традиции.

Интересно
Именно течение дхьяны получило самое большое распространение в Китае. Основателем чаня был индийский монах Бодхидхарма, известный в Китае как Дамо, который обосновался в монастыре Шаолинь, и именно там появилась первая община чань-буддизма. Это движение также проникло и в Японию, став источником для возникновения религии дзен.

Изначально основу чаня составляли медитации и созерцание природы вокруг, впоследствии к этому добавился комплекс боевых искусств. Эту традицию Шаолинь сохранил и по сей день: его монахи и послушники знамениты своими практиками восточных единоборств.

Надо отметить, что именно занятие боевыми искусствами отличало китайский буддизм от учения в Индии, Японии или Тибете. Изначально традиции единоборств не существовали в учении Будды, которое фокусировалось на философии и осознанности.

Китайская же школа, основываясь на даосизме, включила специальные комплексы упражнений, которые также способствовали возникновению самодисциплины, успокоению и некой отвлеченности от суеты. Спустя некоторое время эта особенность стала распространяться за пределы страны и обрела популярность во всем мире.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)