Основные этапы истории формирования китайской цивилизации

Китай— страна одной из древнейших цивилизаций, возникшая за несколько тысячелетий до н. э. в бассейнах рек Тигра, Евфрата, Нила, Инда и Хуанхэ.

Возраст китайской цивилизации может составлять приблизительно пять тысяч лет, но если опираться только на письменные источники, можно получить информацию о периоде приблизительно 3500 лет.

Основные этапы истории развития китайской цивилизации:

  • архаический Китай;
  • древний Китай;
  • традиционный Китай.

Основные этапы развития китайской цивилизации:

  1. Архаический Китай (от раннего палеолита до возникновения государственности).
  2. Древний Китай, который объединяет период ранних государств (эпохи Шан-Инь (16 – 11 вв. до н.э.) и Чжоу (11 – 3 вв. до н.э.)) и период ранних империй (эпохи Цинь и Хань (3 в. до н.э. – 3в. н.э.)).
  3. Традиционный Китай (3 в. – 1912 г.) – традиционный в том смысле, что все традиции, которые создавали основы социально-политического строя и духовные основы китайского имперского общества, проявились в полной мере.
  4. Современный Китай (с 1912 г.).

Архаический Китай

Неолитическая эпоха (нижняя временная граница датируется 6 – сер. 5 тыс. до н.э.) представлена керамическими изделиями, которые достаточно широко варьируются по функциям (хозяйственная, столовая, погребальная утварь) и внешним характеристикам.

Выделяются две основные разновидности изделий: окрашенная и неокрашенная керамика, которая не только представляет не только древний образец художественного творчества Китая и содержит в себе начало всех будущих жанров и видов национального декоративно-прикладного искусства (живопись (роспись по керамике с использованием кисточки и красок), мелкая пластика и скульптура (посуда для вина в виде фигурок животных, исполненных в реалистической манере)), но и позволяет восстановить многие черты хозяйственно-культурного образа прокитайцев (оседлый образ жизни, земледелие, рыболовство, охота).

Точно установлен факт зарождения в культуре Луашань (3 тыс. до н.э.) гончарного круга и процедуры гадания, которая стала со временем одной из наиболее влиятельных религиозных практик Китая, а также начала формирования культа предков – самого популярного и авторитетного из религиозных культов Китая.

Т.о, есть основания утверждать, что неолитическая эпоха является начальным этапом основания китайской цивилизации и её культурных традиций.

Древний Китай (эпохи Шан-Инь (16 – 11 вв. до н.э.) и Чжоу (11 – 3вв. до н.э.)) и период ранних империй (эпохи Цинь и Хань (3 в. до н.э. – 3в. н.э.))

Важнейшими находками и достижениями, которые учёные относят к периоду шань-иньской эпохи (16 – 11 вв. до н.э.), являются:

  • возникновение архитектурной модели города-государства;
  • надписи на гадальных костях. Иньские надписи на гадальных костях дают возможность определить культурную специфику китайской письменности, которую можно обозначить как мемориально-бюрократическую, это значит такую, которая находится в генетическом родстве с местной государственностью и официальной религиозно-ритуальной традицией. Одновременно очевидно, что письменность наделялась здесь первоначальной функцией медиатора, выступая посредником между миром людей и высшими силами;
  • возникновение иероглифической письменности;
  • изобретение и утверждение бронзолитейного производства;
  • формирование основ социально-экономического и политического упорядочения местной государственности.

Таким образом, иньская эпоха выступает начальным периодом формирования национальной государственности и её духовных основ.

Чжоуская эпоха (название племени чжоу (чжоусцы)) подразделяется на два основных периода: Ранняя (Западная) Чжоу (11в. – 771 г до н.э.) и Поздняя (Восточная) Чжоу (771 г. до н.э. – 256 г. до н.э.).

Несмотря на ситуацию административно-территориальной раздробленности страны, во всех царствах и отдельных регионах Китая имели место общие социально-экономические и культурные процессы, которые носили новаторский характер:

  • в 8 – 7 вв. появление железных предметов труда, поливного земледелия и использования тягловых животных привело к необходимости проведения реформ, направленных на стимулирование частной собственности и ограничение прав старой аристократии;
  • в 5 – 3 вв. до н.э. наблюдается стремительный рост имущественной дифференциации населения страны, появление имущественной знати и появление административно-бюрократического аппарата, который пополнялся людьми, не находившимися в кровном родстве с аристократическими кланами;
  • к 4 в. до н.э. китайцы освоили технологию выплавки чугуна и стали, уже умели получать и использовать нефтепродукты и природный газ;
  • 8 – 7 вв. до н.э. устойчиво получают хождение денежные знаки (монеты);
  • 7 – 3 вв. до н.э. возникло 565 новых городов, при общей численности населения 20 млн. человек;
  • формирование национальной философской мысли и выделение самостоятельных философских направлений и школ, включая конфуцианство и даосизм;
  • утверждение национальной письменной культуры, которая сопровождалась возникновением книги, созданием первых письменных поэтических памятников и образцов художественной прозы.

Таким образом, этот период является ключевым этапом в истории развития китайской культуры.

В 3 в. до н.э. после долгих войн мелкие царства объединились в одну мощную империю, вначале которой стала династия Цинь, а затем Хань.

Циньский властитель стал первым императором. Цинь Шихуанди (259-210 гг до н.э.) завершил объединение Китая.

В период его правления были разработаны и проведены глобальные хозяйственно-экономические и политические реформаторские акции, созданы великие произведения из области культуры и искусства:

  • создана законодательная база и структуры управления, которые обеспечивали функционирование императорской верховной власти;
  • унифицированы системы мер и весов, письменности, денежной системы, строительство сети казённых дорог общей длиной в 8000 км;
  • появилась в художественной культуре ода-фу (стихотворение в прозе);
  • построена Великая китайская стена;
  • создан значительный архитектурный комплекс – подземный некрополь императора, частью которого является подземная глиняная армия императора, так называемая «глиняная армия Цинь Шихуанди»;
  • Великий шёлковый путь.

Великий китайский канал

Важнейшим сообществом ханьской эпохи можно считать создание отдельного социального сословия – ши («чиновничества или служащая интеллигенция»). Начиная с ханьского периода и на протяжении всей следующей истории Китая, ши являлись главными носителями традиционной образованности и хранителями национальных духовных ценностей.

В целом ханьская эпоха выступает заключительным этапом национальной древности и временем окончательного основания базисных основ имперской государственности, включая её социально-политические структуры и духовные основы.

Традиционный Китай (3 в. – 1912 г.; эпоха Шести династый, эпоха Тан и Сун, эпоха Мин и Цин)

Наиболее важными достижениями этого периода были:

  • становление китайско-будийской традиции (самые значительные комплексы этого времени – пещерные монастыри Юньган, Лунмэнь, Цяньфадун);
  • переход от анонимной к авторской лирике;
  • осмысление формальных основ национального стиха. Ведущие жанровые разновидности китайской поэзии: песни-юэфу; стихи-ши;
  • становление традиций художественной прозы;
  • разработка учения о сущности и функция художественного творчества;
  • формирование традиционной светской живописи и её жанровых разновидностей (“люди и предметы”; “цветы и птицы”; «растения и насекомые”; “горы и потоки”; парадный портрет);
  • возникновение нескольких школ пейзажа, искусство пейзажного сада;
  • развитие алхимии и медицины, ботаники;
  • употребление китайцами чая в качестве повседневного напитка;
  • утверждение ставших универсальными для национальной художественной культуры эстетических принципов – так называемого «идеала утончённой простоты»;
  • интенсивное развитие городов и основание полноправной городской культуры;
  • введение системы государственных экзаменов на чиновничий чин;
  • возникновение книжного дела, организация широкой сети издательств, книжных магазинов, библиотек.

Также во времени традиционного развития китайской цивилизации имели место быть утверждение драмы и собственного театра и развитие декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, кости, камню, изготовление изысканных лаков, эмалей, производство керамики и, конечно, фарфора).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)