Основы правового регулирования деятельности парламента РФ

Термин “парламент” происходит от английского “Parliament” и от французского глагола parler — говорить. Родиной парламента признана Англия. Однако некоторые исследователи полагают, что первоначальными предшественниками парламента следовало бы считать представительные учреждения рабовладельческих демократий, в том числе Совет пятисот (который готовил вопросы для Народного собрания) и Народное собрание в Афинах, центуриатные, трибутные и куриатные собрания в Риме.

Современный парламент – это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти.

Функции парламента обычно не ограничиваются законодательной деятельностью, они охватывают также контроль за исполнительной властью посредством осуществления полномочий, определенных конституцией и соответствующими ей законами.

Систему конституционно правовых норм, регулирующих статус парламента, его внутренние и внешние отношения называют парламентским правом. Парламентское право составляют нормы конституции, законов, регламенты парламента и его палат. По мнению известных юристов, российское парламентское право – складывающаяся подотрасль российского конституционного права. Его контуры уже определились. Основой правового регулирования деятельности парламента Российской Федерации является Конституция России.

Конституция Российской Федерации устанавливает способы формирования и систему высших органов власти государства, их компетенцию и взаимоотношения между собой. Как известно, конституция – это нормативный правовой акт высшей юридической силы, содержащий систему правовых норм, который регулирует общественные от ношения между гражданином (человеком) и обществом – с одной стороны, гражданином (человеком) и государством – с другой стороны, а также устанавливает основы организации самого государства и жизнедеятельности общества.

Высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации проявляется в следующем: во-первых, она принята на референдуме 12 декабря 1993 г.; во вторых, ее нормы имеют приоритет над нормами законов и подзаконных актов; в третьих, федеральные законы и иные акты принимаются определенными Конституцией Российской Федерацией государственными органами и высшими должностными лицами в установленном ею порядке. Таким образом, можно рассматривать Конституцию России как главный источник права (в том числе парламентского права), составляющий основу всей системы нормативно правового регулирования общественных отношений в государстве.

Интересно
Особое положение среди законов Российской Федерации занимают федеральные конституционные законы. Этот вид правовых актов установлен впервые в истории Российской Федерации и в прежних российских конституциях не предусматривался. По своему смыслу и содержанию федеральные конституционные законы посвящены регулированию наиболее важных общественных отношений и ключевых конституционных институтов.

К федеральным конституционным законам относятся, во-первых, те, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 108), во вторых, принимаются и одобряются квалифицированным большинством голосов, т. е. не менее чем 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 2 ст. 108) и не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации.

В связи с использованием понятий “общее число депутатов Государственной Думы” и “общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы” потребовалось разъяснение Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу: тождественно ли понятие “общее число депутатов Государственной Думы” ее численному составу, установленному ч. 3 ст. 95 Конституции Российской Федерации, либо оно означает число фактически из бранных депутатов, за исключением тех, чьи полномочия на момент голосования прекращены в установленном порядке, а также является ли указание на общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы основанием для принятия решений на базе суммы голосов членов обеих палат Федерального Собрания.

Конституционный Суд Российской Федерации 12 апреля 1995 г., руководствуясь ч. 5 ст. 125 Конституции Российской Федерации и соответствующими статьями Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, рассмотрел дело о толковании ч. 3 ст. 103, ч. 2 и 5 ст. 105, ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108, ч. 3 ст. 117, ч. 2 ст. 135 Конституции Российской Федерации и постановил: “Положение об общем числе депутатов Государственной Думы, содержащееся в части 3 статьи 103, частях 2 и 5 статьи 105, части 3 статьи 107, части 2 статьи 108, части 3 статьи 117, части 2 статьи 135 Конституции Российской Федерации, следует понимать как число депутатов, установленное для Государственной Думы части 3 статьи 95 Конституции Российской Федерации – 450 депутатов.

Положение об общем числе членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, содержащееся в части 3 статьи 107, части 2 статьи 135 Конституции Российской Феде рации, следует понимать как предусматривающее голосование раздельно по палатам и определение его результатов соответственно численности каждой палаты, установленной частями 2 и 3 статьи 95 Конституции Российской Федерации.

Согласно статье 106 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, данное Конституционным Судом Российской Федерации толкование является официальным и общеобязательным”.

Описывая наиболее важные общественные институты, конституционные законы развивают и конкретизируют нор мы Конституции Российской Федерации и тем самым связывают ее с текущим законодательством. По юридической силе федеральные конституционные законы занимают про межуточное место между Конституцией Российской Феде рации и обычными федеральными законами.

Федеральные законы принимаются обычным порядком, предусмотренным ст. 104-107 Конституции Российской Федерации для всех федеральных законов, включая и конституционные. Но, в отличие от федеральных конституционных, федеральные законы не требуют особого, квалифицированного большинства при голосовании Федеральным Собранием, т. е. для принятия федерального закона необходимо большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)