Основные закономерности развития физических способностей

Процесс физического воспитания необходимо строить с учетом закономерностей развития физических способностей. Только при их соблюдении развитие физических способностей приобретет направленность и управляемость, оптимальность и эффективность.

Врожденные задатки (морфологические, функциональные и психические) имеют существенное влияние на предрасположенность или даже одаренность индивида к проявлению каких-либо физических способностей, но при отсутствии деятельности, направленной на их развитие, задатки не перерастут в способности, то есть не смогут реализоваться. Задатки не определяют способности, но являются предпосылкой для их формирования.

Направленному развитию всех физических способностей присущ целый ряд закономерностей. К их числу относятся:

Движение – ведущий фактор развития физических способностей

Основное влияние на развитие физических способностей оказывает двигательная активность, направленная на совершенствование психофизиологической природы человека.

Только посредством выполнения двигательных действий (физических упражнений) происходят функциональные сдвиги, приводящие к развитию физических способностей. Вот почему морфологические и функциональные показатели различных органов и систем и двигательная подготовленность в целом выше у людей, занимающихся физическими упражнениями.

Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности.

Физические способности развиваются в процессе деятельности, требующей их проявления, а также режима ее выполнения.

Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, применяя соответствующие физические упражнения, направленные на развитие быстроты, силы и т. д.

Режим двигательной деятельности оказывает влияние на развитие физических способностей посредством чередования нагрузки и отдыха. Во время выполнения физических упражнений происходит снижение работоспособности (утомление), во время перерыва в выполнении физических упражнений (отдыха) – восстановление работоспособности.

Работоспособность характеризуется следующими фазами:

  1. Врабатывание (повышение работоспособности).
  2. Оптимальная работоспособность (работоспособность на высоком уровне).
  3. Утомление (снижение работоспособности).
  4. Восстановление работоспособности.

В свою очередь восстановление характеризуется следующими фазами:

  1. Недовосстановление (пониженная работоспособность);
  2. Компенсаторное восстановление (до исходного уровня);
  3. Восстановление с избытком (сверхвосстановление).

В зависимости от фазы отдыха, в которой начинается выполнение следующего упражнения, выделяют три основных режима двигательной активности, оказывающие различное влияние на развитие физических способностей.

Первый режим, при котором каждое последующее упражнение в занятии повторяется через короткие интервалы отдыха, т. е. в фазе недовосстановления работоспособности. Происходит систематическое снижение всех показателей работоспособности. Такой режим чередования работы и отдыха соответствует развитию выносливости.

Второй режим, где каждое последующее упражнение будет повторяться через такие интервалы отдыха, которые обеспечивают возвращение ряда функциональных показателей организма к дорабочему уровню, т. е. в фазе полного восстановления работоспособности. Такой режим характерен для занятий, направленных на развитие скоростных, силовых и координационных возможностей.

Третий режим, при котором каждое последующее упражнение повторяется через более длительные интервалы отдыха, совпадающие с фазой повышенной работоспособности. При таком режиме от повторения к повторению наблюдается разнонаправленное изменение двигательных возможностей человека – мышечная сила и быстрота будут увеличиваться, а выносливость – снижаться.

Этапность развития физических способностей.

В развитии физических способностей можно выделить отдельные этапы, связанные с адаптационными процессами, возникающими под воздействием физических упражнений: I – повышение уровня; II – достижение максимальных показателей, III – снижение показателей развития физических способностей (рис. 11).

Основные закономерности развития физических способностей

Ось абсцисс (t) – время развития физических способностей, ось ординат – уровень развития физических способностей в процентах, I – этап повышения уровня физических способностей; II – этап достижения максимальных показателей, III – этап снижения показателей развития физических способностей.

Интересно
На I этапе в результате применения нагрузки происходят всесторонние приспособительные изменения в организме, которые вызывают постепенное расширение его функциональных возможностей и поступательный рост физических способностей, обусловленных спецификой двигательной деятельности. 

На II этапе по мере развития приспособительных изменений стандартная нагрузка будет вызывать все меньшие и меньшие функциональные сдвиги в организме. Это является  одним из признаков перехода приспособительных процессов в стадию устойчивой адаптации. Возможности органов и систем, лежащих в основе проявления соответствующих способностей, увеличиваются значительным образом. Повышается экономичность и взаимосогласованность в их деятельности. Все это создает условия для максимального проявления способностей.

На III этапе данная нагрузка в связи с возросшими функциональными возможностями организма перестает вызывать приспособительные сдвиги и не обеспечивает дальнейший рост способностей, т. е. развивающий эффект ее снижается или почти полностью исчезает.

Для того чтобы происходил последующий прогресс в развитии способностей, необходимо изменить характер и содержание применяемых нагрузок (выбрать иные упражнения, увеличить интенсивность работы, ее длительность или условия выполнения упражнений), создав тем самым новые повышенные требования к физическим способностям. Иными словами, следует как бы перевести развитие способностей на первый этап.

Неравномерность и гетерохронность развития способностей.

Неравномерность развития в зависимости от этапа занятий физическими упражнениями, динамика развития физических способностей может различаться.

Неравномерность в развитии физических способностей связана с уровнем развития способностей. На начальном этапе наблюдается наибольший прирост физических способностей, с повышением уровня развития способностей темпы прироста уменьшаются или даже останавливаются. Если развитие физических способностей связано с уменьшением темпов их прироста, то для достижения необходимых сдвигов требуется все больше времени на каждом последующем этапе.

Гетерохронность (разновременность) связана с несовпадением со временем начала интенсивного прироста отдельных физических способностей.

Эта закономерность обусловлена наличием сенситивных (чувствительных) периодов в возрастной периодизации, благоприятных для развития отдельных способностей.

Научные исследования и практический опыт показывают, что в определенные возрастные периоды жизни человека имеются благоприятные возможности для воздействия на развитие способностей, так как темпы прироста некоторых из них будут более высокими, чем в иные возрастные этапы. Эти периоды обычно называют сенситивными (чувствительными) или критическими, так как они играют особую роль в развитии организма.

Установлено, что наибольший эффект физического воспитания в развитии отдельных способностей достигается в период их бурного естественного развития. Эффективность педагогических воздействий в другие возрастные периоды для данных способностей может быть нейтральной или даже отрицательной. Поэтому при совершенствовании конкретных физических способностей очень важно не упустить наиболее благоприятные возрастные периоды.

Темпы прироста физических способностей в эти периоды будут более значительными, в другие возрастные периоды влияние на развитие данной способности может быть нейтральной или даже отрицательной.

Обратимость показателей развития способностей.

Уровень развития физических способностей при отсутствии регулярных развивающих или поддерживающих тренировочных воздействий обратим. Динамика этого процесса для одних физических способностей происходит быстрее, для других требуется большее время.

Чем меньше времени требуется на развитие способностей, тем быстрее происходит угасание (инволюция), и наоборот. Следовательно, снижение в уровне развития будет происходить в следующей последовательности: скоростные способности, силовые и выносливость.

Перенос физических способностей.

Различные физические способности развиваются в тесном взаимодействии друг с другом. Такое явление, когда направленное изменение в уровне развития одной способности влечет за собой изменения в уровне развития другой, получило название «перенос физических способностей».

Иными словами, перенос – это влияние одного вида деятельности на другой.

Различают виды переноса:

  • односторонний (когда развитие одной способности влияет на развитие другой, а обратного влияния не обнаруживается) и взаимный (взаимовлияющий, взаимодействующий);
  • положительный (развитие одной способности содействует совершенствованию другой) и отрицательный (развитие одной способности препятствует формированию других);
  • прямой (непосредственно проявляющийся) и косвенный (создающий благоприятные предпосылки для развития, вначале не обнаруживающийся, проявляющийся через какое то время).

Единство и взаимосвязь двигательных умений и физических способностей. Эффективность выполнения двигательного действия зависит от уровня развития физических способностей и степени овладения двигательными умениями и навыками.

При изменении уровня физических способностей необходимо доведение степени овладения двигательными умениями и навыками до требуемого уровня, и наоборот

Необходимо отметить, что пренебрежение вышеперечисленными закономерностями приводит к ограниченному и дисгармоничному физическому развитию, и наоборот – их неуклонное соблюдение способствует всестороннему и гармоничному физическому развитию. Используя в процессе физического воспитания объективные закономерности этого процесса, можно так воздействовать на его динамику, обеспечить направленное развитие физических способностей, увеличение функциональных возможностей организма.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)