Основные задачи повышения социально-психологической грамотности

В свете модернизации отечественного образования, с одной стороны, и проблемной ситуацией, сложившейся в настоящее время в образовательных учреждениях — с другой, необходимым является повышение социальной компетентности учащихся, важным компонентом которой выступает социально-психологическая грамотность. Принято выделять пять основных направлений, по которым может вестись обозначенная работа.

Первое направление включает следующие задачи:

  • повышение культуры семейного воспитания учащихся;
  •  обучение школьников различным формам партнерства;
  • сопровождение процесса полоролевой идентификации учащихся.

Все больше в отечественных школах становится учащихся из трудных семей. Зачастую за внешним благополучием конкретного ребенка скрывается целый перечень его семейных проблем. Особое внимание в подобных случаях педагог должен обращать на те признаки в поведении, речи, учебной деятельности учащегося, которые являются нехарактерными для него или же появились недавно, выделяются на общем личностном фоне ребенка, снижают обучаемость и т.д.

Одной из основных проблем семейного воспитания является наличие насилия в семье. Ребенок из такой семьи стремится это не афишировать. Однако синяки на теле, заторможенность, вздрагивание при повышении голоса, неразговорчивость могут свидетельствовать о том, что он подвергается насилию. Следует отметить, что насилие бывает не только физическим (сексуальным, с применением физической силы), но и моральным, когда маленький член семьи подвергается различным психологическим воздействиям. Признаки у каждого конкретного случая сугубо индивидуальны, но, к примеру, если ребенка избивают в семье, он может стать драчливым в школе, тем самым как бы компенсируя издевательства над собой.

Таким образом, анализируя получаемую информацию и оперируя знаниями социальной психологии, педагог может помочь каждому школьнику овладеть азами построения взаимоотношений с окружающими, получить знаниями основ семейной жизни, существования в группе и пр. Подобной просветительской деятельностью могут заниматься только подготовленные специалисты совместно с врачами, социальными педагогами, правоохранительными органами,и в конечном итоге способствовать осознанию своей значимости в семье, существующих в ней степеней свободы для всех членов семьи и своих правах и обязанностях.

Отношения между людьми по научной традиции подразделяются на официальные и неофициальные, деловые и личные. Официальные отношения подвержены всякого рода санкциям, документально фиксируются и контролируются. Неофициальные отношения могут существовать наряду с официальными, но при этом документально не фиксируются. Деловые отношения напрямую связаны с учебной или профессиональной деятельностью и детерминируются ею. Личные отношения определяются в первую очередь потребностью самого субъекта в общении и могут быть оценочными (похвала, восхищение) или связанными со взаимодействием.

Задача педагога состоит в том, чтобы учащиеся знали, какие бывают отношения и как их можно организовать, в каких случаях следует придерживаться тех или иных форм общения. Школьники
должны иметь представление о том, что отношения могут сопровождаться проявлениями симпатии (эмоциональной положительной установки на субъект взаимодействия). Потребность человека находиться рядом с другим конкретным человеком является основой межличностной привлекательности и называется притяжением. Конечно, ежедневное общение с окружающими отнюдь не всегда доставляет партнерам по общению только положительные эмоции: симпатия и притяжение имеют обратные стороны — антипатию и отталкивание. С этими проявлениями человеческой коммуникации учащиеся также встречаются в школе, поэтому педагог должен приложить определенные профессиональные усилия, чтобы подготовить их к подобным ситуациям.

Однако при благоприятном развитии межличностные отношения перерастают в дружеские. Для этого необходимыми условиями являются совместная деятельность и принадлежность к одной и той же группе, т.е. общность (сходство) взаимодействующих личностей.

Оно проявляется в следующих параметрах:

  • социологическом (социально-экономический статус, профессия, образование);
  • социально-психологическом (общность целей и интересов, ценностные ориентации и пр.);
  • психологическом (поведенческие паттерны, характер, привычки);
  • психофизиологическом (темперамент, активность).

Следует помнить, что на успешность коммуникаций влияет социометрический статус в группе: оптимально развиваются отношения у партнеров с разными статусами и отвергают друг друга партнеры с одинаково низкими статусами. В этой связи важным выступает знание и грамотное использование педагогом социометрических статусов одноклассников.

Обычно прежде чем включиться в межличностные отношения, человек сознательно или неосознанно познает партнера по общению, и только через понимание, в котором основополагающей является когнитивная составляющая, возникает взаимопонимание, основанное на эмоциональном и поведенческом единстве партнеров по общению.

Еще в младшем дошкольном возрасте ребенок начинает активно интересоваться тем, как в семье распределены роли. Однако на практике далеко не каждый школьник, не говоря о подростке, может перечислить несколько функций папы и мамы, кроме традиционных «готовить еду» и «зарабатывать деньги». В ходе учебного процесса данному вопросу уделяется минимальное количество времени на уроках домоводства, при этом психологическая и социальная природа распределения ролевого функционала в семье остается не затронутой педагогами.

Задача просветительской работы учителя в указанном направлении состоит в раскрытии функций, которые выполняет семья в обществе:

  • экономической (участие членов семьи в товарно-денежных отношениях);
  • психологической (поддержание теплой эмоциональной атмосферы в семье, надлежащего психологического климата);
  • культурной (интеллектуальное и нравственное развитие членов семьи);
  • хозяйственно-бытовой (уборка, походы в магазины и т.п.);
  • коммуникативной (общение не только в кругу семьи, но и с друзьями, знакомыми, общественными организациями, т.е. представителями социума);
  • демографической (продолжение рода).

Учащиеся должны также, обладая теоретическими знаниями, быть подготовлены к вступлению в брачно-семейные отношения, определяющим моментом которых является выбор брачного партнера.

Второе направление повышения социально-психологической грамотности касается работы с различными категориями учащихся и включает реализацию следующих задач:

  • оптимизацию работы с «трудными» детьми;
  • оптимизацию работы с одаренными детьми;
  • оптимизацию работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности.

Термин «трудный ребенок» многолик и характеризует тех учащихся, чьи познавательные и нравственные потребности не вписываются в привычный школьный стандарт. Чаще всего к «трудным» относят неуспевающих и нарушающих общественную дисциплинуучащихся. Наиболее часто «трудными» бывают подростки. К общим причинам отклонений в поведении и успеваемости относят, во-первых, задержки психического развития (ЗП Р) и, во-вторых, неправильно организованную педагогическую ситуацию формирования личности ребенка в школе и дома. На самом деле причин гораздо больше. Это и неумение ребенка адаптироваться в новой группе, которой часто являются группа детского сада или класс в школе; неготовность к обучению в школе, сформировавшаяся в более раннем возрасте вследствие, например, того, что ребенок не посещал детский сад и не общался со сверстниками, и т.д. В целом у «трудных» детей затруднены реализация своего статуса в группе или его приобретение, вследствие чего возникает «эффект неадекватности», проявляющийся в неумении выстраивать коммуникации, в боязни неудачи и агрессивности. Таким образом, задачи деятельности педагогов должны быть направлены на социально приемлемую реализацию потребностей в общении у «трудных» детей и проявление ими своей компетентности в каких-либо видах деятельности.

Одаренный ребенок тоже в определенной степени является трудным для педагогического коллектива. Внешние проявления одаренности многообразны. Они выражаются прежде всего в более быстром развитии мышления и речи, точном и быстром выполнении мыслительных операций, увлеченности и любознательности. Одаренного ребенка отличают богатство активного словаря, оригинальность словесных ассоциаций, высокий уровень умственного развития.

Н.С. Лейтес выделяет три категории одаренных детей:

  •  с ускоренным умственным развитием, на несколько лет опережающим физический возраст;
  • с ранней умственной специализацией, обнаруживающие предрасположенность к какой-либо конкретной области науки;
  • с отдельными незаурядными способностями.

Трудности в работе с одаренными детьми состоят в том, что не совпадает темп работы одаренного ребенка и класса, познавательные потребности одаренного ребенка часто превышают таковые у педагога, таким детям часто сложно общаться со сверстниками: «не о чем поговорить» и пр. Но основная трудность заключается в самом ребенке: он быстро усваивает материал, но очень редко формулирует проблемы и догадки, не связанные непосредственно с успешностью обучения, т.е. исследовательские вопросы. В силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям со стороны окружающих. Поэтому задачами деятельности педагога выступают оптимизация взаимоотношений одаренных детей со сверстниками и педагогами, выработка коммуникативных навыков и приемов.

Работа с детьми с ограниченными возможностями в отечественной образовательной системе сопряжена с рядом практически непреодолимых трудностей, поэтому подавляющее большинство таких детей находятся на надомном обучении. Цель просветительской деятельности педагогов должна заключаться в том, чтобы общество сверстников и взрослых адекватно принимало детей с ограниченными возможностями и позволяло им адаптироваться в своих рядах, ведь процесс взаимодействия с социумом, представленным в лице класса, во многом является определяющим для дальнейшего развития обеих сторон общения: и ребенка-инвалида, и его одноклассников. То, как полноценные члены общества могут принимать неполноценных, является показателем не только личностной культуры каждого представителя определенного общества, но и всего общества в целом.

Обобщая сказанное по данному направлению работы, можно отметить, что наиболее оптимальным является не сегрегированная форма организации педагогического процесса, а совместное обучение «трудных», одаренных детей и детей с ограниченными возможностями.

Третье направление повышения социально-психологической грамотности определяет следующие задачи:

  • выработку оптимального стиля взаимодействия с учащимися;
  • избегание стереотипов в педагогической деятельности.

Различают несколько стилей общения педагогов:

  • авторитарный, не допускающий вмешательства учащихся и реализующий тактики диктата и опеки;
  • попустительский, не принимающий на себя какую бы то ни было ответственность, формально управляющий ходом педагогического процесса;
  • демократический, опирающийся на группу в целом и учитывающий ее интересы.

Отметим, что в деятельности педагога, как правило, не существует четко выраженного стиля взаимодействия с учащимися, сформировавшаяся модель поведения эклектична, поэтому, опираясь на достижения мировой психологии, собственный профессиональный опыт, каждому педагогу представляется необходимым выработать индивидуальный стиль.

Четвертое направление связано с оздоровлением экологии школы как социально-психологической среды и включает в себя реализацию следующих задач:

  • оптимизацию социально-психологического климата в педагогическом коллективе;
  • оздоровление школьной среды.

Под социально-психологическим климатом коллектива понимается комплекс психологических условий, благоприятствующих эффективной реализации совместной деятельности. В нашем конкретном случае это создание благоприятной обстановки в классе, поддержание атмосферы доверия, доброжелательности, безопасности.

Окружающая человека в школе материальная среда во многом определяет успешность его деятельности, поэтому в зависимости от расстановки мебели, оформления помещения кабинет одного преподавателя может быть холодным и даже вселять ужас в школьников, а другого — быть любимым местом нахождения учащихся. В учебно-воспитательном процессе имеет большое значение организация рабочего пространства учащихся, мест для сидения и работы у доски, дистанции между партами, рядности. Немаловажным является цветовое решение пространства, его освещенность и фитодизайн.

Пятое направление затрагивает довольно значимый пласт развития и воспитания подрастающего поколения, а именно формиро­вание моральных ценностей. Дело в том, что изменения, произошедшие в последние десятилетия в современном обществе, практически подорвали традиционные нравственные и моральные устои, общественную идеологию. Ориентируясь на социально-демографические признаки (пол, возраст, национальную принадлежность), все сложнее определить политическую и идеологическую ориентацию представителей общества. «Программа ВЭЛС» — «ценности и стили жизни», в ходе которой были выделены и описаны основные жизненные и личностные ценности американцев, стала одной из основополагающих в формировании новой типологии общества США. В нашем обществе в последнее время возникли  новые популярные ценности: материальное благополучие, власть, свобода в действиях и др. Что же до милосердия, доброты, честности и т.п. — как правило, они упоминаются очень редко и не культивируются у подрастающего поколения.

Идеология, т.е. система представлений о том, как должно быть устроено общество, как должны строиться отношения между отдельной личностью и обществом, а также между людьми, имеет место в школе только эпизодически в курсе «Человек и общество».

Задача педагогов практически иллюстрировать и прививать учащимся идеологические основы должна стать одной из первостепенных в педагогическом процессе, так как определяет состояние общества в целом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)