Основные теоретические подходы в социальной психологии

Социально психологические теории подверглись влиянию интеллектуальных разработок – от рождения социологии и до возникновения искусственного интеллекта.

В социальной психологии существует пять основных теоретических подходов (или семейств теорий): социокультурный, эволюционный, социальное научение, феноменологический и социально когнитивный подходы.

Социокультурный подход. В 1908 году были опубликованы две книги под названием «Социальная психология», на долгое время ставшие главными учебниками по этой дисциплине. Одну из них написал психолог Эдвард Олсворт Росс.

Росс считал, что источники социального поведения коренятся не в личности, а в социальной группе. Он указывал, что людей «подхватывали социальные течения», такие, как «распространение настроения линчевания в толпе… или эпидемии религиозных чувств» (Ross, 1908, р. 1-2).

Росс проанализировал подобные случаи, например, всеобщую маниакальную моду на тюльпаны 1634 года, когда люди продавали свои дома и земли, чтобы купить луковицы тюль панов, стоившие дороже золота, но внезапно, как только мания схлынула, совершенно обесценившиеся.

Чтобы объяснить эти массовые помешательства, Росс рассматривал группу как целое, а не изучал психику отдельных ее членов. Он писал о том, что мании и увлечения – продукты «со знания толпы … иррационального единодушия интересов, чувств, мнений или телесных изменений у общающихся индивидов, это является результатом внушения и подражания».

Как и Росс, другие социологически ориентированные теоретики обращали внимание на широкий ряд социальных группировок — от соседских компаний до этнических групп и политических партий.

Такой принцип сохраняется и в современном социокультурном подходе, когда считается, что предрассудки человека, его предпочтения и политические убеждения подвержены воздействию факторов группового уровня, таких как нация, социальный класс и современные исторические тенденции.

Например, в отличие от своей ирландской бабушки из рабочей семьи, современный руководитель женщина, работающая в одном из офисов на Манхэттене, вероятно, иначе относится к добрачному сексу и роли женщин в бизнесе.

Социокультурные теоретики сосредотачивали свое внимание на важности социальных норм или правил соответствующего поведения, например обычае не надевать белое после Дня труда, не использовать «грязные» слова в разговоре с бабушкой и так далее.

Центральное в таком на правлении – это концепция культуры, которую мы можем, в общем, определить как убеждения, обычаи, привычки и язык людей, живущих в определенном времени и месте, например, сравните ирландских рабочих эмигрантов в Бостоне и их праправнуков, служащих в современных офисах на Манхэттене.

Культура включает все элементы среды, созданные человеком, – субъективные признаки, такие как правила этикета, и объективные — на пример, жилище и одежда. Технологические черты нашей культуры могут сильно повлиять на наше социальное поведение, об этом свидетельствуют по явившиеся автоответчики, видеокамеры и Интернет.

Например, телефоны и электронная почта дают нам возможность поддерживать контакт с родственниками и друзьями, порой находящимися за тысячи километров от нас, хотя из-за них нам иногда приходится общаться с не приятными незнакомцами (телефонными маньяками и настойчивыми адвокатами). Автоответчики дают возможность избавиться от подобных нежелательных взаимодействий.

Нансук Хонг описывает «культурный шок», который она пережила после того, как переехала из Кореи в США, где новая ситуация предъявляла к ней новые требования. Так, в первый день она удивилась, когда ей сказали, что не надо снимать обувь, когда входишь в дом преподобного Муна.

«В Корее мы никогда не входим в дом, не сняв туфли. Это знак уважения» (Hong, 78). С другой стороны, Нансук объясняет, что унижения в доме Муна хоть и могли ужаснуть женщину, воспитывавшуюся в США, но вполне соответствовали усвоенным ею представлениям о роли женщин в корейском обществе.

Как вы увидите, изучение групп, культуры и социальных норм по-прежнему является основным направлением в социальной психологии. В каждой главе этой книги мы расскажем о таких социокультурных влияниях.

Социокультурный подход (Sociocultural perspec tive) – теоретический подход, в котором социальное поведение объясняется влиянием больших социальных групп.

Социальная норма (Social norm) – правило или ожидание соответствующего социального поведения.

Культура (Culture) – верования, обычаи и язык, общие для людей, живущих в определенном времени и месте.

Эволюционный подход. Исследователей, работающих в социокультурном направлении, интересуют прежде всего различия в поведении людей в разных культурах. А другие ученые, наоборот, изучают сходство в разных культурах наряду со сходством в поведении различных видов животных.

В 1908 году в другом учебнике «Социальная психология», принадлежащем перу Уильяма Макдугалла, британского психолога, первоначально обучавшегося биологии, был предложен именно такой взгляд на социальное поведение человека.

Основные теоретические подходы в социальной психологии

Макдугалл разрабатывал эволюционный подход – представление о том, что социальное поведение человека коренится в его физической и психической предрасположенности, помогавшей нашим предкам выжить и производить потомство.

Макдугалл разделял точку зрения Чарльза Дарвина о том, что социальное поведение человека, например, улыбки, ухмылка и другие выражения эмоций развивались вместе с физическими качествами, такими как прямая осанка и хватающий большой палец.

Эволюционный подход (Evolutionary perspec tive) – теоретическое направление, ищущее причины социального поведения в физических и психологических склонностях, помогавших нашим предкам выживать и производить потомство.

В основе эволюционного направления лежит идея естественного отбора: предполагается, что животные с характеристиками, помогающими им выжить и производить на свет детей, передадут эти качества своему потомству. Новые характеристики, подходящие для определенной окружающей среды (они называются адаптациями), приходят на смену менее пригодным для жизни качествам.

Дельфины – млекопитающие, близкие родственники коров, но их ноги в процессе эволюции трансформировались в плавники, потому что такая форма лучше подходила для жизни под водой. Дарвин предполагал, что мозг, так же как и тело животного, сформировался в процессе естественного отбора.

Пчелам нужен мозг, чтобы определить направление полета другой пчелы к ближайшей лужайке с цветами, в то время как волки с помощью мозга различают дружеские и агрессивные сигналы другого волка. Хотя почти все ученые, изучающие поведение, признают идею о том, что естественный отбор сформировал мозг животного, все же, когда речь заходит о животном из вида приматов под названием Homo sapiens (человек), среди ученых возникают споры.

В самом деле, на протяжении 50 лет эволюционный подход Макдугалла в социальной психологии по большей части отвергался потому, что в то время психологи и биологи неправильно представляли взаимодействие биологических факторов и факторов окружающей среды.

Будет ошибкой считать, что эволюция могла привести к выработке лишь неизменных «инстинктов», «запрограммированных при рождении» и не подвергшихся сильному влиянию среды.

Основные теоретические подходы в социальной психологии

Сходное выражение гнева у двух разных видов млекопитающих. Чарльз Дарвин считал, что не которые выражения лица у людей и мимика животных имеют общее происхождение.

Ухмыляющийся оскал может отпугнуть потенциального соперника и таким образом спасти человека и волка от возможного физического ущерба.

Большинство исследователей в области эволюции и поведения теперь пони мают, что биологические факторы оказывают разное влияние на человека и других животных, они связаны также с влиянием окружающей среды в целом.

Даже самые насущные биологические потребности, такие как голод, приводятся в действие окружающей средой.

Например, социальные психологи Рой Баумейстер и Марк Лири на основании большого количества сведений пришли к выводу, что для человека большое значение имеет потребность в принадлежности – внутренняя мотивация присоединения к другим с тем, чтобы быть принятыми ими.

Люди во всем мире объединяются в группы и формируют узы привязанности. Однако потребность в принадлежности приводится в действие только в том случае, когда человека подталкивает к этому ситуация.

В одном из исследований студенты в помещении для экспериментов разговаривали и делали вид, что не замечают других (они беседовали об оркестре на параде или о несуществующей рок группе «Тупые и невезучие»). Студенты, которых игнорировали, позднее более чутко следили за тем, как их воспринимали и отвергали их или нет.

Подобно тому, как и несоциальное чувство голода, становится менее или более активным, в зависимости от того, когда мы последний раз ели, так и потребность в социальном одобрении насыщается или становится острой в зависимости от нашего недавнего социального опыта.

Естественный отбор (Natural selection) – предположение о том, что животные, имеющие характеристики, помогающие им выжить и размножаться, передают эти же качества своему потомству.

Адаптация (Adaptation) – характеристики, выработавшиеся для выживания и репродукции в определенной среде.

Потребность в принадлежности (Need to be long) – внутренняя мотивация присоединения к другим с тем, чтобы быть принятым ими.

Поскольку последователи эволюционного подхода стремятся понять характеристики, общие для всех людей, и изучают, как эти характеристики взаимодействуют с социальной средой, то их, так же как и ученых социокультурного направления, интересует поведение людей в разных культурах.

Эти кросс культурные сравнения открыли некоторые общие паттерны в человеческом социальном поведении во всем мире. Мужчины и женщины в любом обществе, например, связывают друг друга длительными узами брака, при этом мужчина помогает женщине содержать семью.

Может показаться, что в таких отношениях нет ничего особенного, но стоит нам сравнить их с большинством наших сородичей млекопитающих, и мы придем к совершенно противоположному мнению. Матери 95-97% других видов животных самостоятельно растят детенышей, и самец никак не помогает им. Почему млекопитающие самцы так редко считаются с семейными ценностями?

Вероятно, потому, что после оплодотворения отцы просто не так уж нужны. Мать млекопитающих вынашивает детеныша в теле, а потом самостоятельно вскармливает. Однако забота отца о потомстве требуется таким видам животных, как волки и люди, чье потомство рождается беспомощным.

Интересно
В этих случаях потомство, воспитанием которого занимаются отцы, лучше приспособлено к выживанию и передает такие же семейные гены будущим поколениям. Психологов эволюционистов интересуют не только общие черты человеческой природы, но и индивидуальные различия. Внутри каждого вида существует множество стратегий выживания и воспроизводства.

Например, некоторые самцы рыбы луны вырастают, защищают территории, собираются в стаи, привлекающие самок. Другие самцы меньше подражают самкам, заплывая на чужую территорию только чтобы оплодотворить уже выметанную икру, пока самки спариваются с хозяевами.

Хотя люди во всех обществах формируют продолжительные браки, они также выстраивают разные стратегии в отношениях с партнерами — некоторые мужчины и женщины моногамны; некоторые вступают в брак и в семье оказывается несколько мужей или несколько жен.

Как мы увидим в следующих главах, социальные психологи только начинают изучать, как биологическая предрасположенность и культура взаимодействуют и образуют сложное социальное поведение, выражающееся в насилии и предрассудках, альтруизме и любви.

Теория социального научения. За время, прошедшее с 1908 года, популярность направления Росса, ориентированного на группу, и эволюционного подхода Макдугалла пошла на убыль. Теперь многие психологи стали разрабатывать теорию социального научения, в которой социальное поведение рассматривается как продукт прошлого опыта индивидуума и его научения в процессе получения наград и наказаний.

Социальное научение может быть прямым – как в том случае, когда отец Тайгера Вудса, впоследствии суперзвезды по игре в гольф, показывал ему, как загонять мяч в лунку, еще до того, как Тайгер стал ходить в детский сад.

Научение также может быть косвенным, как происходит, когда люди наблюдают за другими и потом подражают тем, кому особенно хорошо удавалось привлечь внимание и добиться похвалы.

Альберт Бандура и его коллеги провели серию экспериментов и показа ли процесс научения через наблюдение. В этих экспериментах дети учились имитировать агрессивное поведение после того, как видели, что другого ребенка или взрослого вознаграждали за битье надувной куклы Бобо.

Альберт Бандура выражал озабоченность по поводу детской агрессии, потому что фильмы и телевидение зачастую учат молодых людей тому, что жестокое поведение может быть героическим и вознаграждающим.

Так, 8 апреля 2000 года журнал Arizona Republic рассказал историю о том, как группа мальчиков в местной средней школе организовала «клуб драк», взяв за модель аналогичный клуб, созданный персонажем Бреда Питта в фильме с тем же названием («Fight club»).

Как и персонажи фильма, мальчики собирались и дрались без перчаток, избивая друг друга кулаками. А можно привести и позитивный пример: целое поколение чернокожих спортсменов почувствовало себя увереннее и получило стимул к успехам в спорте после повсеместно признанного успеха Джеки Робинсона и его замечательной игры в высшей бейсбольной лиге.

Направление социального научения похоже на социокультурный подход, потому что психологи, работающие в обоих этих направлениях, ищут причины социального поведения в окружающей среде человека. Однако в отношении к месту и времени эти два подхода несколько отличаются.

Теоретики социального научения особое внимание обращают на уникальный опыт индивида в определенной семье, школе или группе сверстников. Психологи, работающие в социокультурном на правлении, не столько интересуются отдельными индивидами или их уникальными переживания ми, сколько исследуют крупные социальные агрегации, например американцев мексиканского происхождения, студентов колледжа – членов студенческих женских организаций или представителей высшего класса.

Кроме того, последователи социокультурного подхода склоняются к предположению, что нормы, как и стили одежды, могут изменяться довольно быстро, а теоретики социального научения пришли к выводу, что привычки, усвоенные в первые годы жизни, человеку пре одолеть потом довольно трудно.

Теория социального научения (Social learning perspective) – теоретическое направление, в котором основное внимание уделяется опыту научения в прошлом как детерминанту социального поведения индивида.

Феноменологический подход. Несмотря на свои различия, социокультурный и эволюционный подходы, теория социального научения подчеркивают значение объективной окружающей среде. Каждый из них предполагает, что наше социальное поведение подвержено влиянию реальных событий, произошедших в жизни.

В 1930 е и 40 е годы Курт Левин ввел иной подход: в его основе лежит уникальное мировоззрение человека, или феноменология. С точки зрения феноменологического подхода Левина, социальное поведение направляется субъективной интерпретацией человеком событий социального мира.

Например, ваше стремление стать старостой класса и решение принять участие в выборах зависит от:

  • ваших субъективных догадок относительно шансов на победу;
  • вашей субъективной оценки потенциальных преимуществ при благоприятном исходе.

Если вы не считаете, что, став старостой класса, вы что-то приобретете лично, или вы не надеетесь выиграть, вас вряд ли будут волновать выборы, независимо от того, насколько вероятно в действительности, что вы можете выиграть, или насколько объективно приятной может стать для вас обязанность старосты.

Судьба членов культа «Ветвь Давидова» показывает, как наша интерпретация может преобладать над объективной реальностью. В 1993 году лидер культа Дэвид Кореш убедил своих последователей, что конец света уже вот наступит и что последователи культа умрут как мученики в борьбе с посланцами дьявола, переодетыми в правительственных агентов.

Когда федеральные чиновники, намереваясь рас следовать дело о незаконном арсенале оружия, прибыли в город Уэйко, штат Техас, где собирались сектанты, те сочли этот визит предзнаменованием апокалипсиса.

Они затеяли перестрелку с федеральными агентами, закончившуюся смертью 86 последователей культа. Некоторые из сектантов отправляли на смерть своих детей, только чтобы не сдаться, так как верили, что их враги были посланцами дьявола.

Говоря о субъективной интерпретации, Левин не отрицал существования объективной реальности. Напротив, он подчеркивал взаимодействие между событиями в ситуации и личной интерпретацией. Федеральные агенты действительно напали на собрание членов секты «Ветвь Давидова».

Тем не менее, только роковые слова Кореша дали возможность последователям секты неправильно истолковать эти объективные факты. Левин считал, что интерпретация ситуации также связана с целями человека в данный момент. Если мальчику тинейджеру не терпится ввязаться в драку, он может интерпретировать случайный толчок как агрессивный.

Как мы увидим дальше, разработки Левина, его теоретический подход, основанный на целях человека, взаимодействии человека и ситуации и феноменологии, оказали значительное влияние на социальную психологию.

Основные теоретические подходы в социальной психологии

Внимание к субъективной интерпретации, имеющей большее значение для человека, чем объективная реальность, сохраняется и в современном социальном конструктивистском подходе.

В соответствии с этим подходом люди, в том числе и ученые, не открывают реальность вместо этого они конструируют или изобретают ее, основываясь отчасти на предыдущем опыте и собственной предрасположенности.

Такой подход широко применяется к исследованиям различий между мужчинами и женщинами. Некоторые аспекты мужских и женских ролей, по-видимому, совершенно случайны. Должен ли «настоящий мужик» носить серьгу в ухе, длинные волосы или писать стихи?

Следует ли «настоя щей женщине» носить брюки, быть политическим лидером или отправиться в горы? Ответ, очевидно, варьируется в зависимости от времени и места. Как мы будем говорить в главе 6 (о социальном влиянии), есть некоторые вопросы, для которых имеет значение только социальная реальность (например, что вам следует надеть на свадьбу).

Тем не менее, существуют другие вопросы, на которые местное общественное мнение может дать объективно неправильный ответ (так, скажем, конец света не наступил после визита федеральных агентов к последователям культа «Ветвь Давидова»). Где нужно провести границу между произвольной социальной реальностью и объективной физической – не просто интересный философский вопрос.

Феноменологический подход (Phenomenological perspective) — взгляд, в соответствии с которым социальное поведение направляется субъективной интерпретацией человеком событий окружающей среды.

Социально конструктивистский подход (Social constructivist view) — идея о том, что люди, в том числе и ученые, не открывают реальность, а скорее, конструируют или изобретают ее.

Социально когнитивный подход. Когда психологи, разрабатывающие феномено-логическое направление, стали уделять внимание внутреннему опыту, то такой подход естественным образом привел к соединению социальной и когнитивной психологии. Тема когнитивной психологии – психические процессы, участвующие в фиксации, интерпретации, суждении и запоминании событий окружающей среды.

Изучение этих процессов продвинулось далеко вперед с 1950 х годов, когда появление компьютеров помогло провести «когнитивную революцию» – возродился интерес к работе сознания. В 1970 е и 1980 е годы все возрастающее число социальных психологов стало пользоваться социально когнитивным подходом.

Психологи этого на правления изучают, каким социальным событиям человек уделяет внимание, как он их интерпретирует и как эти события хранятся в памяти.

Приведем пример реакции людей на проникновенную речь Мартина Лютера Кинга младшего «У меня есть мечта», которую он произнес на митинге в Вашингтоне 28 августа 1963 года. Многих американцев потряс образ Кинга в телевизионных передачах, когда он обращался к массе чернокожих и белых людей перед памятником Линкольну.

Но для того чтобы убеждения и призывы Кинга подействовали, зрители должны были обратить внимание на его слова, интерпретировать его аргументы как обоснованные и позднее вспомнить это послание.

Если кто то, кто смотрел телевизионные новости в тот день, не слышал данного выступления, потому что был отвлечен громким разговором в соседней комнате, то на этого человека послание Кинга не оказало бы влияния.

Точно так же, если зритель все же при слушался к речи, но при этом вспомнил сообщения о том, что некоторые из организаторов митинга – бывшие коммунисты, то такой зритель или зрительница могли интерпретировать и воспринять слова Кинга как особенно изощренный вид пропаганды.

Основные теоретические подходы в социальной психологии

Социально когнитивный подход (Social cognitive perspective) – теоретическое направление, особенно тщательно изучающее психические процессы, участвующие в том, как человек замечает социальные события, интерпретирует их и сохраняет в памяти.

Поскольку социально когнитивный подход имеет особенно большое значение в современной социальной психологии, то в наших рассуждениях о секретах социального поведения он будет неотъемлемой составляющей.

Комбинированный подход. В табл. 1.1 приведены пять основных теоретических подходов социальной психологии. Хотя иногда считается, что они соперничают между собой, в действительности в каждом раскрываются различные части секретов социальной жизни.

Теперь рассмотрим, как социальный психолог может попытаться объяснить случай массовой истерии на концерте Фрэнка Синатры в 1942 году в театре «Парамаунт». Менеджер Синатры нанял дюжину девушек, которые по сигналу должны были начать визжать, а две из них — притвориться, что падают в обморок.

Но то, что задумывалось как рекламный трюк, вышло из-под контроля, когда сотни других молодых женщин тоже начали визжать и падать в обморок и тридцать из них увезли на машинах «скорой помощи».

С точки зрения социально когнитивного или феноменологического подходов, интересно выяснить, какие процессы происходили во время концерта в сознании женщин: каким образом некоторые девушки так возбудились, что упали в обморок.

Психолог, придерживающийся теории социального научения, может поинтересоваться, как девушки в аудитории Синатры вознаграждались за физические симптомы, – вероятно, награда состояла в привлечении внимания своих матерей или сверстников.

Последователь социокультурного подхода может исследовать, как меняется мода и стили. Хотя восторженное увлечение такими джазовыми певцами, как Фрэнк Синатра, осталось в прошлом, позднее стали популярны крики в адрес Элвиса Пресли, потом обмороки на концертах длинноволосых «Битлз», а позднее – шумные танцы на выступлениях панк групп и так далее.

С другой стороны, ученый, использующий эволюционный подход, может объяснить сексуальную привлекательность мужчин с высоким социальным статусом, таких как Синатра или «Битлз», на основании наблюдений над различными культура ми и видами животных.

Основные теоретические подходы в социальной психологии

Если мы будем рассматривать поведение человека с точки зрения, какого то одного подхода, то увидим лишь часть картины. Поэтому что бы увидеть полную картину, нам нужно комбинировать и интегрировать различные методы.

Например, процессы внимания и памяти, изучающиеся когнитивными исследователями, формируются в ходе исторических и культурных процессов, а культура и история в свою очередь являются продуктами эволюционного прошлого, когда люди образовывали социальные группы и сами формировались под влиянием этих. Поэтому, чтобы полностью раскрыть секреты социальной жизни, мы должны объединить данные нескольких различных подходов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)